Оценка фактического воздействия

Оценка фактического воздействия (далее – ОФВ) нормативных правовых актов – эффективный инструмент влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.  

Что такое ОФВ?

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) и оценка фактического воздействия (ОФВ) нормативных правовых актов – это экспертизы нового или действующего законодательного акта, направленные на решение следующих задач:

  • устранение нечетких формулировок и положений проектов НПА;
  • выявление и исключение положений, вводящих избыточные издержки для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  • необоснованные расходы бюджетной системы РФ.

Оценка проводится по инициативе разработчика нормативно-правового акта. 

Чем отличается оценка фактического воздействия (ОФВ) от экспертизы НПА и оценки регулирующего воздействия (ОРВ)?

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 года № 633, Минэкономразвития России должна была проводиться экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, целью которой является выявление в нормативных правовых актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности субъектов РФ.

С 1 января 2016 г. взамен экспертизы постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83  введена новая процедура оценки фактического воздействия нормативных правовых актов. 

По сравнению с экспертизой, ОФВ обладает рядом следующих особенностей:

- расширена сфера отношений, в которой проводится ОФВ, а именно Предпринимательская и иная экономическая деятельность;

- расширен круг нормативных правовых актов, в отношении которых проводится ОФВ, теперь в их состав входят НПА федеральных органов исполнительной власти, акты Правительства РФ и Федеральные законы;

- акцентирование внимания на НПА, прошедших процедуру ОРВ, а также на иных НПА по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по проведению административной реформы или подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Комиссии;

- большая степень открытости процедуры для широкого круга заинтересованных лиц (публикация проекта плана проведения ОФВ, сводки поступивших предложений, отчета и заключения об ОФВ на regulation.gov.ru).

Процедура ОФВ проводится для того, чтобы исключить избыточную административную нагрузку на бизнес и предотвратить возникновение необоснованных расходов, как для бизнеса, так и для государства.


Экспертиза

ОФВ

Сфера общественных отношений, подлежащая процедуре

Предпринимательская и инвестиционная деятельность

Предпринимательская и иная экономическая деятельность

НПА, в отношении которых проводится процедура

НПА федеральных органов исполнительной власти

1. НПА федеральных органов исполнительной власти;

2. акты Правительства РФ;

3. Федеральные законы.

Взаимосвязь с процедурой ОРВ

Прямо не предусмотрена

Нормативное закрепление взаимосвязи (подп. «а» п. 2 Правил)

Открытость процедуры для широкого круга заинтересованных лиц

Запрос мнения некоммерческих организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (на стадиях формирования проекта плана, исследования нормативного правового акта)

Публикация проекта плана проведения ОФВ, сводки поступивших предложений, отчета и заключения об ОФВ на regulation.gov.ru

В отличие от ОРВ, процедура оценки фактического воздействия (ОФВ) осуществляется спустя определенное время после вступления нормативного правового акта в силу. 

Как проводится ОФВ?

В соответствии с постановлением Правительства от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов», процедура оценки фактического воздействия (ОФВ) состоит из следующих этапов:

GetImage.png

GetImage (1).png