Искусство публичных выступлений: практические рекомендации



Сотрудникам компании периодически приходится выступать — перед коллегами или начальством, перед партнерами или инвесторами. Одних выступающих слушают, затаив дыхание, других — зевая и поглядывая на часы. Но практически любого человека можно обучить искусству публичных выступлений.

Чтобы добиться превращения невнятного сумбурного выступления в завораживающую речь, необходимо сконцентрироваться на четырех основных моментах.

 

Моменты

Комментарии

1

Придумайте историю

 

Создание истории — важнейшая часть подготовки. История лучше всего вовлекает людей в выступление.Чтобы создать историю нужно определиться, где начать и где закончить.

Отталкивайтесь от того, что уже известно аудитории о предмете презентации. Если Вы переоцените знания собравшихся, ударитесь в технические подробности или переборщите с профессиональным сленгом, то Вы потеряете аудиторию.

Не стоит разжевывать информацию слишком подробно. Помните: на презентации собрались умные люди. Позвольте им самим придумывать решения и делать выводы. Лучшие выступления по структуре напоминают детективную историю. Выступающий описывает проблему, а потом рассказывает о поиске решения. Аудитория начинает размышлять вместе со спикером. Сообща они подходят к моменту озарения, который меняет видение проблемы.

Не пытайтесь охватить слишком широкую тему. Вы не сможете уместить всю свою карьеру в одну короткую речь. Выберите идею, которую можно объяснить и проиллюстрировать на примерах за отведенное время.

Не старайтесь охватить все — лучше копайте вглубь. Не рассказывайте обо всей области исследования — расскажите о своем уникальном вкладе.

2

Выберите способ презентации

 

Есть три основных способа подачи информации: прочитать текст с листа либо с помощью телесуфлера, составить план с ключевыми идеями и опираться на него во время выступления или выучить речь наизусть путем многократных репетиций.

Читать текст — это плохая идея. Это отдаляет от Вас людей и влияет на их восприятие презентации. Чтение нарушает тесный контакт с аудиторией, выступление становится формальным.

Выучить речь наизусть. Для важных презентаций это лучший вариант. Но помните, что Вам придется вложить много времени и сил в подготовку. Если Вы решитесь выучить речь, сделайте это на отлично.

Когда выступающие плохо помнят текст, зрители это чувствуют. Слова звучат неестественно, появляются неловкие моменты, когда выступающий закатывает глаза, силясь вспомнить, что дальше.

Все проблемы решает практика. Репетируйте речь до тех пор, пока слова не станут литься естественным потоком. Тогда Вы сможете сосредоточиться на смысле презентации и рассказать свою историю в непринужденной манере.

Если у Вас нет времени, чтобы идеально выучить текст, не беритесь за это. Лучше напишите ключевые идеи выступления на карточках. Главное — помнить, что Вы хотите сказать по каждому пункту и как перейти от одной идеи к другой.

3

Научитесь вести себя на сцене

 

Распространенная ошибка неопытных выступающих — слишком много движений. Они качаются из стороны в сторону или переминаются с ноги на ногу. Это естественная реакция, когда спикер переживает, но лишние движения отвлекают слушателей.

Перестаньте дергаться, и это существенно улучшит Вашу презентацию.Некоторым людям удается двигаться естественно, но подавляющему большинству лучше стоять на месте и ограничиться жестикуляцией.

Важно во время выступления поддерживать зрительный контакт. Найдите в аудитории 5–6 человек, которые выглядят дружелюбно, и смотрите им в глаза во время презентации. Представьте, что это друзья, которых Вы не видели целый год и теперь сообщаете им новости о своей работе.

Даже если у Вас не было времени на тщательную подготовку и приходится читать текст с листа, поднимайте время от времени глаза и устанавливайте зрительный контакт — это сильно изменит эффект от презентации.

Неопытному спикеру непросто справиться с нервами — и перед выступлением, и во время него. Самый простой способ справиться с нервами — глубоко дышать. Это действительно работает. Многие спикеры предпочитают сидеть в зрительном зале, пока не подойдет их очередь. Они отвлекаются на речь других выступающих и меньше переживают.

Для подготовки перед выступлением можно использовать самую необычную технику: пройтись большими шагами, потянуться вверх и в стороны, чтобы увеличить пространство, которое занимает наше тело. Позы тела влияют на наше ощущение собственной силы.

Не стоит слишком сильно переживать из-за нервов. Волноваться — нормально. Это естественная физическая реакция, которая может даже улучшить выступление — волнение помогает зарядиться энергией и прояснить мысли.

4

Продумайте использование мультимедийных средств

Использовать слайды PowerPoint не обязательно. Многие спикеры  вообще не используют слайды, для их выступлений слайды просто не нужны.

Используйте слайды только в том случае, если у Вас есть фотографии и иллюстрации, которые оживляют историю для слушателя.

Визуальные материалы будут полезны для художников, архитекторов, фотографов и дизайнеров. Слайды могут задать темп выступлению и спасти слушателей от перегрузки профессиональным жаргоном или слишком сложной информацией.

Если Вы все же используете слайды, то делайте их на совесть и не забывайте 3 базовых принципа:

Первый. Не перегружайте слайды информацией.

Второй. Не используйте слайды вместо плана. Если вам нужно зафиксировать ключевые идеи выступления, напишите их на карточках.

Третий. Никогда не читайте текст со слайдов вслух. Информация вызывает интерес только один раз. Когда люди читают и слышат одни и те же слова, это кажется избыточным.

Слайды будут уместны, если:

на слайдах будет то, что поможет людям понять суть дела. Иметь по слайду на каждую фразу — это перебор.

слайды хорошо читаются с любого ряда в зале. Шрифт меньше 30-го мало кто увидит.

стандартный слайд — это 5-7 строк текста, не более. Лучше — 5: заголовок, мысль и три подмысли.

на каждом слайде желателен хорошо видимый графический элемент: схема, фотография, рисунок. Слайд с текстом без графики выглядит как подсказка докладчику.

Многим выступающим для иллюстрации их идей помогут видеоролики.Но при этом важно помнить следующее:

Ролик не должен быть длинным. Если он длится более 60 секунд, Вы рискуете поте рять аудиторию.

Не используйте ролики, которые выглядят как реклама или самопиар. Люди привыкли их игнорировать.

И самое главное — не вставляйте интервью с самим собой. Люди пришли послушать Вас вживую, проигрывание роликов с Вами вызовет недоумение.

 

Помните:

  • Нет единственно правильного способа провести презентацию.
  • Самые запоминающиеся выступления — уникальные, свежие, непохожие на все предыдущие. Худшие — построены по шаблону. Так что не пытайтесь соблюдать все советы буквально.
  • Прислушайтесь к большинству из них, но сделайте выступление своим. Положите в основу выступления собственную уникальность и уникальность Вашей идеи.


Назад в раздел