Что следует знать о проверках пожарной инспекции



 

 

Комментарии

1

Сроки и регламент проверки пожарной инспекцией

-        Детальная (плановая) проверка проходит 1 раз в 2 года и не чаще. Тем не менее, пожарные инспекторы иногда нарушают данное правило. В этом случае Вы имеете право запретить проход на территорию предприятия.

-        Контрольная проверка, как правило, осуществляется приблизительно через месяц после плановой. Обычно месяц – это тот период, за который требуется ликвидировать выявленные нарушения. В случае невыполнения предписания пожарных инспекторов, пожарный имеет право составить протокол о нарушении и направить его районному или мировому судье.

-        Периодичность оперативных или основанных на жалобах проверок нигде не оговаривается. Их проведение связано непосредственно с наличием оснований для их инициирования.

-        Максимально возможный срок проверки – 1 месяц, хотя в реальности инспектор может ограничиться 1-2 днями. Чем больше помещений занимает компания, тем дольше будет проходить проверка (бывает, что она длится порядка 2-3 недель).

-        20 рабочих дней – это тот общий период, который требуется для любой ревизии. Период проверки малого предприятия не может быть более 50 часов в год, а микропредприятия – только 15 часов в год. В том случае если детальная проверка предполагает сложные и долгие исследования, испытания, специальные экспертизы или расследования, то срок может быть увеличен максимум на те же 20 рабочих дней. Если речь идет о малых предприятиях или микропредприятиях, то срок может быть продлен максимум на 15 часов.

-        Инспектор, пришедший с проверкой, должен иметь служебное удостоверение и заверенную копию распоряжения о проведении инспекции, которую уполномоченному представителю компании необходимо будет подписать. Лишь эти 2 документа дают возможность засвидетельствовать его полномочия.

-        Если хотя бы один из них отсутствует, то у компании есть полное право не пропустить инспекцию на территорию предприятия до того момента, пока он не предъявит нужные документы.

2

Какие документы проверяет государственная пожарная инспекция

 

Компания должна представить инспектору документы, перечень которых есть в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (ред. от 06.04.2016 г.).

Список общих для всех предприятий документов:

-        Инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

-        Приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

-        Приказы о назначении лиц, ответственных за:

-        пожарную безопасность;

-        за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей;

-        за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

-        Инструкции. В них фиксируются нормативы проведения осмотра и закрытия помещений по завершении работы, прописывается алгоритм действий персонала в случае возгорания, упоминаются правила содержания и применения огнетушителей и прочих средств пожаротушения и т.п. Положения можно прописать и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но в этом случае может быть затруднена работа с ними, а также могут возникнуть сложности в поддержании их в актуальном состоянии и ознакомлении с ними персонала.  

-        Журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016 г.)), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и пр.

-        Документация должна быть оформлена должным образом, после чего руководитель утверждает ее, сотрудники заполняют и ставят подписи (когда в этом есть необходимость), после чего собранные документы оставляются на хранение в безопасном месте.

3

Что проверяет пожарная инспекция

 

Основные моменты, на которые обращают внимание инспекторы при проверках:

-        Решетки.Проверят наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах (решетки должны быть распашными).

-        Средства пожарной автоматики.Наличие сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления. Обязательно инспектор посмотрит акты о приемке в эксплуатацию и акты технического обслуживания автоматических систем.

-        Средства пожарной защиты.Наличие первичных средств пожаротушения и их исправность (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком последней перезарядки).Инспекция учитывает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарных и знаков, фиксирующих расположение огнетушителей.

-        Эвакуационные пути и выходы.Проверяют на захламленность эвакуационные пути и выходы, подвалы, чердаки, достаточность ширины и высоты, а также количество эвакуационных выходов. Проверяют общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и пр.

-        Электросети и аварийное освещение.Большое внимание инспекторы обращают на состояние электросетейи электробезопасности. Здесь в первую очередь необходим акт замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств. Также проверка коснется аварийного освещения, наличия у дежурного персонала электрических фонарей, технического состояния электрощитовых, наличия времянок и скруток. В гостинице особому вниманию подвергнется пользование плитками, кипятильниками, чайниками и другими приборами без тепловой защиты.

-        Место для курения.Если оно есть, то здесь должно быть ведро с водой, знак пожарной безопасности «Не загромождать» и «Место для курения».

-        Знаки пожарной безопасности.Наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих местонахождение огнетушителей, эвакуационных выходов, телефонов, ключей и т.д.

-        План эвакуации.Проверят наличие планов эвакуации на всех этажах здания. Соответствие планов фактическому расположению помещений, средств предупреждения, средств пожаротушения, средств связи. На нем должны быть обозначены места расположения огнетушителей.

-        Журналы.Наличие всех журналов: учета огнетушителей, технического обслуживания огнетушителей, вводного противопожарного инструктажа, противопожарного инструктажа на рабочем месте, технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, отработки планов эвакуации и т.д.

4

Содержание предписания пожарной инспекции

 

Потенциальные итоги:

-        Предписание об устранении выявленных недочетов.

-        Невыполнение предписаний спровоцирует еще одну инспекцию с, возможно, более строгими мерами.

-        Распоряжение о прекращении выпуска и приостановке продажи товаров или предоставлении услуг, которые не нарушают требования пожарной безопасности.

-        Возбуждение дела об административном правонарушении. Граждане получают предупреждение, предприятиям выписывается штраф до 200 тыс. рублей, либо их деятельность приостанавливается на срок порядка 90 дней. В некоторых случаях возбуждается уголовное дело (когда нарушение правил пожарной безопасности стало причиной тяжкого вреда здоровью человека или его гибель). Обвинению подвергнется лицо, которое было ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности (как правило, согласно должностной инструкции).

 

Советы: Что нужно сделать до прихода пожарной инспекции

Совет 1. Определите - кто отвечает за пожарную безопасность

Доверьте разработку мер пожарной безопасности в офисе сотруднику с профильным образованием, который имеет опыт такой работы.

Как правило, он порекомендует оптимальное для предотвращения пожара в офисе решение.

Совет 2. Выберите систему безопасности

Можно оборудовать офис следующим образом:

  • Установить пожарную и охранную сигнализацию, которая бывает 2 типов: адресная или неадресная.
  • -          Адресные извещатели информативны, надежны, имеют более низкие затраты на кабели. При сигнале «Тревога» можно достаточно точно распознать, какой извещатель сработал. Адресные охранные системы имеют и ряд минусов: нет единого протокола, совмещение с оборудованием разных производителей невозможно; высокая стоимость.
  • -          В неадресных системах определяется только шлейф, к которому подключено некоторое количество извещателей.
  • Установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  • Установить систему контроля и управления доступом в помещение.
  • Установить систему телевизионного видеоконтроля.
  • Установить системы дымоудаления, вентиляции и кондиционирования, аварийного освещения.

Монтаж системы безопасности должен проходить с учетом всех требований специалистов. Существуют нормативы, по которым торговые залы должны быть оснащены средствами пожаротушения и шкафами с внутренними пожарными кранами, причем размещаться они должны в строго отведенных для этого местах.

Совет 3. Выберите компанию, которая установит в офисе комплексную систему безопасности

Когда будете искать компанию, то обратите свое внимание на конкретных исполнителей.

Роль исполнителя крайне важна, поэтому он должен иметь документы, подтверждающие квалификацию. Хорошо, если специалисты имеют опыт в вопросах установки систем безопасности. Но в команде должны быть и молодые работники, поскольку им проще переключаться на новые технологии и приборы.

Стоит заранее уточнить, оборудование, каких брендов использует компания. Например, если компания работает только с техникой какой-то конкретной марки, то это сигнал о негибкости, из-за чего страдает функциональность.

Совет 4. Учтите особенности офиса

Более продуктивным вариантом будет привязка плана эвакуации в случае пожара в офисе к этажу. Не следует заканчивать пути эвакуации у коридорных дверей, а лучше доводить до выходов на улицу или, если речь идет о верхних этажах, до лестничных клеток.

Пусть на плане эвакуации будет присутствовать и схема запасного варианта. На плане должны быть помечены места расположения ручных пожарных извещателей (так называют средства оповещения о пожаре, которые обычно устанавливают рядом с выходами с этажа или на лестничных клетках).

В том случае, когда организация арендует не один этаж, то планы эвакуации стоит согласовать с арендодателями, чтобы в случае пожара основные и запасные выходы использовались персоналом офисов с одинаковой нагрузкой.

Совет 5. Проведите учения

Следует помнить о том, что невозможно продумать и спрогнозировать все заранее, ведь идеальная система оповещения и управления эвакуацией не учитывает человеческий фактор, а поведение человека в стрессовой ситуации диктуется инстинктами самосохранения.

В момент пожара обычно возникает паника, во время которой на планы и таблички на стенах никто не обращает внимания. Чтобы хотя бы отчасти подготовить людей к организованному спасению, рекомендуется несколько раз устроить учебную эвакуацию.

И если хотя бы несколько человек в момент пожара будут с уверенностью перемещаться по эвакуационным путям, то остальные последуют за ними, а это как раз то, к чему нужно стремиться.

Совет 6. Разработайте план аварийного восстановления работоспособности предприятия

В плане должен быть зафиксирован детальный список процедур и манипуляций, которые следует осуществлять до, во время и после возникновения чрезвычайной ситуации (пожара). Порядок уведомления руководителей и ответственных работников должен быть установлен заблаговременно, а инструкции для персонала должны быть максимально подробно расписаны.

Будет хорошо, если Вы введете классификацию степени работоспособности предприятия, учитывая последствия для нее в случае кратковременной и в случае длительной приостановки деятельности.

Варианты градации:

  • кратковременная неработоспособность –2 - 6 часов,
  • неработоспособность средней длительности –6 - 24 часов,
  • длительная неработоспособность – более 1 суток.

Нужно разработать собственный план восстановления для всех трех случаев. Должен быть назначен ответственный человек, который будет отвечать за работоспособность компании в случае ЧС.

Ответственность за нарушения

Нарушение

Санкции

Статья

должностные лица

юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности

Предупреждение или штраф 6 –15 тыс. руб.

Предупреждение или штраф 150 –200 тыс. руб.

П. 1ст. 20.4 КоАП РФ

Нарушение требований при особом противопожарном режиме

Штраф 15  –30  тыс. руб.

Штраф 400  –500 тыс. руб.

П. 2 ст. 20.4 КоАП РФ

Отсутствие свободных подъездов к зданию

Штраф 7 –10 тыс. руб.

Штраф 120  –150 тыс. руб.

П. 8 ст.20.4 КоАП РФ

Неверное хранение или отсутствие первичных средств пожаротушения, неисправная система противопожарного водоснабжения

Штраф 6 –15 тыс. руб.

Штраф 150  –200 тыс. руб.

П. 3 ст. 20.4 КоАП РФ

Неполадки с сигнализацией, системами оповещения и пожаротушения, ненадлежащее состояние эвакуационных выходов

Штраф 15  –20 тыс. руб.

Штраф 150 –200 тыс. руб.

П. 4 ст. 20.4 КоАП РФ

Повторное нарушение требований пожарной безопасности

Штраф 20  –30 тыс. руб.

Штраф 200  –400 тыс. руб. или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 5 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью человека

Штраф 40  -50 тыс. руб.

Штраф 350  –400 тыс. руб.

П. 6 ст. 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью или гибель человека

 

Штраф 600  - 1 000 тыс. руб. или приостановление деятельности на 90 суток

П. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью человека

Штраф до 80 тыс. руб., ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы на срок до 3-х лет с дисквалификацией

 

П. 1 ст.219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью человека

Принудительные работы либо лишение свободы на срок до 5 лет с дисквалификацией

 

П. 2 ст. 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью двух и более лиц

Принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 7 лет с дисквалификацией

 

П. 3 ст. 219 УК РФ



Назад в раздел