Отчет об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы весенней сессии Государственной Думы 2022 года

 
27.07.2022

Отчет об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы весенней сессии Государственной Думы 2022 года

В период весенней сессии 2022 года Государственной Думой был принят 361 федеральный закон. ТПП России сопровождала более 60 законопроектов и разработала 5 «собственных» проектов законов. Представители Палаты активно участвовали в работе экспертных советов, профильных комитетов Государственной Думы.

 

I. Принятые Государственной Думой Федеральные законы

 

1. 16 февраля принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» (№ 34-ФЗ от 06.03.2022 г.).

В Законе учтены предложения ТПП РФ в части уточнения определения понятия «квота выбросов парниковых газов» и учетного периода для определения проектируемых квот. Закон поддерживался ТПП РФ на стадии законопроекта.

 

2. 16 февраля принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (№ 17-ФЗ от 25.02.2022 г.).

В период с 01.07.2022 г. по 31.12.2027 г. включительно в Москве, Татарстане, Московской и Калужской области в порядке эксперимента установлен специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН). Участие в эксперименте является добровольным, а налогоплательщик обязан соответствовать ряду условий, в частности, средняя численность работников не должна превышать пять человек в месяц, а доходы - не более 60 млн. руб. в год. При этом у бизнеса будет отсутствовать необходимость уплаты взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование работников, а взаимодействие с налоговой инспекцией осуществляться через личный кабинет налогоплательщика. Закон поддерживался ТПП РФ на стадии законопроекта.

 

3. 04 марта принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 51-ФЗ от 09.03.2022 г.).

Законом изменен порядок возбуждения уголовных дел о «налоговых» преступлениях. Статья 140  «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела» УПК РФ дополнилась новым пунктом, в соответствии с которым поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 (уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов) УК РФ, служат только материалы, которые были направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, из статьи 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» УПК РФ полностью исключены нормы, позволявшие следователю самостоятельно возбудить уголовное дело о налоговом преступлении без получения мнения налогового органа.

Изменить подход к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях  ТПП РФ предлагала в рамках специально созданной в Администрации Президента РФ рабочей группы «бизнес-силовики». Закон поддерживался ТПП РФ на стадии законопроекта.

 

4. 23 марта принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 70-ФЗ от 26.03.2022 г.).

В КоАП РФ внесены изменения, согласно которым за впервые совершенное субъектами МСП и некоммерческими организациями правонарушение органы контроля и суды будут предупреждать, а не сразу штрафовать нарушителя. Норма распространяется на правонарушения, не связанные с причинением или угрозой причинения вреда здоровью людей, окружающей среде и имущественным ущербом. Также уменьшены размеры штрафов для микро- и малых предприятий и НКО - на них распространены правила КоАП РФ о назначении административного наказания в виде административного штрафа индивидуальным предпринимателям.

Поправками исключены ситуации, когда за одно нарушение одновременно привлекаются к ответственности и юридическое лицо, и его сотрудник: в случае, если виновен работник, работодатель не подлежит административной ответственности. Закон поддержан ТПП РФ.

 

5. 20 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (№ 133-ФЗ от 01.05.2022 г.).

Закон подтверждает полномочия торгово-промышленных палат по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы, возникших при реализации договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств в рамках налоговых правоотношений). Закон также предусматривает закрепление за ТПП РФ полномочий по определению торгово-промышленных палат, которые свидетельствуют обстоятельства непреодолимой силы, а также по установлению порядка выдачи ими соответствующих заключений. Помимо этого, ТПП РФ наделена полномочиями по приостановлению или прекращению полномочий торгово-промышленных палат по свидетельствованию таких обстоятельств в случае выявления неоднократных грубых нарушений палатами установленного порядка выдачи заключений.

 Закон возлагает на ТПП РФ обязанность по опубликованию на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечня палат, которые уполномочены свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы, а также по оперативному опубликованию внесенных изменений в указанный перечень.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

6. 18 мая принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 143-ФЗ от 28.05.2022 г.)

Закон вносит изменения в статью 1483 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в части уточнения оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака. Законом дополняется основание для отказа в регистрации товарного знака, в соответствии с которым -  невозможно провести  регистрацию в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара. Закон поддержан ТПП РФ.

 

7. 07 июня принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 229-ФЗ от 28.06.2022 г.).

В Законе учтены предложения ТПП РФ, предусматривающие возможность ведения промыслового журнала на бумажном носителе или в электронном виде при осуществлении рыболовства с использованием малых судов рыбопромыслового флота с главным двигателем менее 55 кВт и (или) валовой вместимостью менее 80 тонн; о переносе на полгода срока вступления в силу законопроекта - 1 марта 2023 года и продлении переходного периода.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

8. 21 июня принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 213-ФЗ от 28.06.2022 г.).

Законом установлено, что не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в отдельных товарах, а также средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы. Речь идет об иностранных товарах, разрешенных для ввоза в страну без согласия правообладателей.

Перечень таких товаров, в отношении которых не применяются требования о защите интеллектуальных прав со стороны правообладателей (патентообладателей) установлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 г. № 506 и приказом Минпромторга РФ от 19.04.2022 г. № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».

В перечень товаров, в отношении которых допускается параллельный импорт, включена продукция как необходимая для функционирования производственных мощностей, так и широкий круг товаров потребительского сектора. Закон поддержан ТПП РФ.

 

9. 29 июня принят Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Законом установлено, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет), либо финансируют указанные виды деятельности.

В принятом Законе учтены предложения ТПП РФ и Координационного совета предпринимательских союзов России:

- о включении объединений работодателей и торгово-промышленных палат в перечень субъектов, которые не могут быть признаны иностранными агентами;

- об исключении возможности признания иностранным агентом должностных лиц международных организаций, глав дипломатических представительств, владельцев дипломатических, служебных паспортов, сотрудников и членов административного технического персонала представительств иностранных государств. Закон поддержан ТПП РФ.

 

10. 5 июля приняты Федеральные законы «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законы предусматривают с 1 января 2023 г. объединение Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Фонд), введение для страхователей единого тарифов страховых взносов, единой формы отчетности, представляемой в объединенный фонд.

При сохранении общего размера и льгот для единого тарифа страховых взносов устанавливается база для обложения взносами на уровне взносов в Пенсионный фонд РФ (в 1,5 раза выше базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и вводится обязательная уплата взносов по гражданско-правовым договорам и за иностранных граждан на обязательное медицинское страхование. Законы поддержаны ТПП РФ.

 

11. 06 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части корректировки мер ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности)».

Законом вводятся положения, направленные на либерализацию административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, в том числе:

- в случае предотвращения лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения причиненного ущерба штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией;

- правило о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение распространяется на всех субъектов предпринимательства;

- штраф за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления контроля (надзора), может быть уплачен в половинном размере в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу;

- отсрочка административного наказания в виде штрафа, ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может составлять 6 месяцев. Закон поддержан ТПП РФ.

 

II. Законопроекты, рассмотрение которых перенесено на осеннюю сессию 2022 года Государственной Думы

 

1. Проект федерального закона N 102053-8 «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается в статье 201 УК РФ использование полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, для извлечения выгоды или нанесения вреда другим, совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации, считать квалифицированным признаком преступления наряду с теми, которые уже имеются в данной статье (если такие деяния повлекли тяжкие последствия). Наказание за совершение указанного деяния предусмотрено в виде штрафа в размере до 1 миллиона рублей, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишение свободы на срок до 10 лет.

По мнению ТПП РФ, в случае принятия закона, учитывая, что предлагаемые изменения в часть 2 статьи 201 УК РФ сформулированы чрезмерно широко, сложится ситуация, когда, исполняя указание материнской компании о необходимости следования санкциям, руководитель российской дочерней компании будет действовать в соответствии с законными интересами этой компании, но следуя санкционным требованиям, за что в соответствии с положениями законопроекта должна наступить уголовная ответственность. Если же руководитель российской дочерней компании не будет исполнять санкции, он будет совершать действия вопреки интересам материнской компании, злоупотребляя полномочиями, что также неминуемо повлечет уголовную ответственность.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

2. Проект федерального закона № 145011-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Законопроект, разработанный ТПП РФ, предусматривает возможность включать по запросу правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности не только объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара, но и географические указания, а также предоставляет право таможенным органам принимать меры по защите прав на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности, содержащиеся в товарах, помещаемых под таможенные процедуры.

Предлагаемые законопроектом дополнения позволят в равной степени защитить права собственников результатов интеллектуальной деятельности, прошедших государственную или иностранную государственную регистрацию, а также исключить возможные финансовые потери правообладателей в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности. Сейчас таможенные органы Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур товаров, перемещаемых через таможенную границу, в обязательном порядке защищают права собственников объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товара, находящихся в этих товарах, включенных по инициативе правообладателей в таможенный реестр.

Однако в отношении географических указаний, содержащихся на перемещаемых через таможенную границу товарах, такая процедура не предусмотрена. Указанные ограничения не дают возможности правообладателям географических указаний инициировать защиту через таможенные органы их прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности и влекут финансовые и репутационные риски собственников в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

3. Проект федерального закона № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект направлен на реформирование института банкротства.

В Комитет Совета Федерации по экономической политике направлены предложения по доработке законопроекта и совершенствованию законодательства о банкротстве:

- предусмотреть минимальный размер компенсационного фонда в сумме 10 миллионов рублей и определить компенсационную выплату из компенсационного фонда не более 10 процентов размера компенсационного фонда по требованию о выплате по одному случаю причинения убытков;

- упростить проведение собраний и комитетов кредиторов с учетом сокращения финансовых потоков в сфере деятельности, связанной с проведением процедур банкротства, а также предусмотреть представление отчетности и иных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве в электронном виде по указанным ими адресам электронной почты;

- внести изменения в пункт 3 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», исключив требование о наличии договора страхования как обязательном условии членства в СРО арбитражных управляющих и дополнить  альтернативными способами страхования по усмотрению СРО: добровольным страхованием и членством в обществе взаимного страхования;

- статью 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дополнить добровольным страхованием и членством в обществе взаимного страхования. В связи с введением моратория на банкротство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 г. № 497 на период с 1 апреля по 1 октября 2022 г. предлагается ввести мораторий на исполнение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части  наличия у члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих договора обязательного страхования ответственности;

- учесть положения проекта федерального закона № 1263425-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вводятся новеллы, предусматривающие страхование ответственности за причинение убытков на сумму не менее 10 млн. рублей в год по договору страхования, независимой гарантии, взносам в фонд самострахования СРО.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

4. Проект федерального закона № 112181-8 «О внесении изменений в статьи 317 и 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (так называемая «валютная оговорка).

Законопроектом предлагается признать утратившим  силу  пункт  2 статьи 317 части первой ГК РФ, предусматривающий, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Также предлагается дополнить статью 424 ГК РФ новым пунктом 4, согласно которому цена не может определяться в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или показателю биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

5. Проект федерального закона № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией».

В соответствии с законопроектом внешняя администрация может быть назначена по решению суда в отношении организаций, имеющих существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в Российской Федерации в целом или в отдельном субъекте Российской Федерации, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25% акций (долей).

Основаниями назначения внешней администрации могут являться прекращение управления деятельностью организации ее органами управления в нарушение законодательства РФ; полное или значительное прекращение (приостановка) деятельности организации; перебои (их угроза) снабжения потребителей и нарушение критически значимых цепочек; угроза возникновения рисков для зависимых значимых производств и существенного сокращения рабочих мест и др.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. ТПП РФ считает, что проект может быть поддержан при условии учета замечаний.

 

6. Проект федерального закона 155863-8 «О частной охранной деятельности».

Законопроект разграничивает два вида деятельности (частную детективную и охранную), ужесточает требования к учредителям (участникам) частных охранных организаций и к частным охранникам, а также к обороту оружия и специальных средств, регулирует правоотношения, возникающие в процессе осуществления частной охранной деятельности, определяет порядок взаимодействия частных охранных организаций с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

7. Проект федерального закона № 92282-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается в законодательстве закрепить правовые последствия в случае недружественных действий, которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств:

- обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если исполнение обязательства становится окончательно невозможным;

- обязательство «замораживается», а лицо не несет ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным.

- сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение. При этом сторона, управомоченная на отказ от договора (от исполнения договора), обязана предупредить другую сторону обязательства в разумный срок до совершения отказа. А способы обеспечения исполнения указанного договорного обязательства продолжат обеспечивать обязанности, которые сохраняются после отказа от договора (от исполнения договора) либо связаны с таким отказом (если иное не предусмотрено законом или договором).

С принятием указанного законопроекта будут стабилизированы правоотношения с участием потребителей, будет оказана поддержка российскому бизнесу в период действия санкций, введенных против Российской Федерации, должно уменьшиться количество спорных и неразрешимых ситуаций, в том числе связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ, инициировано обращение Председателя Законодательного Собрания Камчатского края в Государственную Думу с просьбой поддержать законопроект.

 

8. Проект федерального закона № 149339-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается определение понятия «винный туризм», а также размещение объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, предназначенных для производства продукции виноделия, размещения объектов винного туризма на земельных участках, включенных в Федеральный реестр виноградопригодных земель, в т.ч. относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект концептуально поддерживается ТПП РФ.

 

9. Проект федерального закона №1151171-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроектом предлагается возложить на юридические лица и индивидуальных предпринимателей обязанность по предоставлению в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) сведения о прекращении осуществления отдельных видов предпринимательской в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

ТПП РФ инициировала поправки, в соответствии с которыми в целях недопущения увеличения излишнего административного давления на бизнес предлагается исключить положение, которое возлагает на хозяйствующих субъектов обязанность по предоставлению сведений о прекращении отдельных видов деятельности в контрольные (надзорные) органы. Обязанность по предоставлению таких сведений предлагается возложить на уполномоченный орган государственного контроля (надзора), который будет предоставлять  необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственную регистрацию.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

10. Проект федерального закона № 641050-7 «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Разработанный ТПП РФ законопроект предусматривает исключение обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлять сведения о лицензиях в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.  Принятие законопроекта позволить существенно снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, а также обеспечить достоверность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в государственных реестрах. ТПП РФ ко второму чтению законопроекта подготовлены и направлены в Государственную Думу поправки, предусматривающие распространение положений законопроекта не только на лицензирующие органы, но и на организации, осуществляющие лицензионную деятельность.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года.

 

11. Проект федерального закона № 986457-7 «О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Разработанный ТПП РФ законопроект уточняет субъектный состав хозяйствующих субъектов, которые могут быть привлечены к  административной ответственности за действия арендатора, нарушающие нормы миграционного законодательства. Из указанного субъектного состава предлагается исключить арендодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которые не имеют возможности осуществлять контроль за правомерностью привлечения арендатором иностранных и лиц без гражданства к трудовой деятельности.

Принятие законопроекта позволит предотвратить случаи привлечения к административной ответственности предпринимателей, которые в условиях равноправных арендных правоотношений не могут контролировать своих контрагентов (арендаторов).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года.

 

12. Проект федерального закона №1115460-7 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Разработанный ТПП РФ законопроект наделяет управляющие компании полномочиями по контролю за соблюдением арендаторами трудового и миграционного законодательства в арендуемых производственных, складских, торговых, служебных, подсобных или иных помещениях. Реализация законопроекта позволит предотвратить необоснованное привлечение управляющих компаний к ответственности, а также будет способствовать соблюдению законодательства на розничных рынках.

Проект принят в первом чтении 15 июля, рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2022 года.

 

III. Законопроекты, разработанные ТПП России

 

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». В законопроекте ТПП РФ предлагает:

- предусмотреть возможность объединения действующих норм УК РФ, устанавливающих ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов для разных субъектов, в одну статью;

- исключить избыточные нормы ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента, предусмотренные статьей 199.1 УК РФ;

 - заменить уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов на ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета) либо включение в них заведомо ложных сведений;

- исключить из «налоговых» составов УК РФ  квалифицирующий признак «группа лиц по предварительному сговору»;

- уменьшить срок наказания в виде лишения свободы за уклонение от уплаты налогов в особо крупном до пяти лет, отнеся такие преступления к средней тяжести.

- дополнить определения размера уклонения в твердых суммах процентным соотношением общей суммы неуплаченных (неперечисленных в бюджет) сумм (недоимок) к общей сумме платежей, уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов;

- включить в состав статьи 198 УК РФ ситуации мошеннического возмещения НДС и акцизов;

- установить ответственность за сокрытие, повлекшее невозможность взыскания за счет всего имущества, имеющегося у налогоплательщика, а не только за счет денежных средств на расчетном счете.

Законопроект направлен в Администрацию Президента РФ на экспертизу.

 

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий)».

Законопроект направлен на повышение законности при осуществлении инспектором контрольного (надзорного) органа своих полномочий по оценке соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Так, законопроектом устанавливается, что:

- инспектор не вправе оценивать соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, если это не является предметом оценки в рамках проводимого контрольного (надзорного) мероприятия. Например, в случае, когда инспектор пришёл с внеплановой проверкой проверять склад, то он не вправе осматривать все помещение, включая кухни, рабочие места и т.д.;

- инспектор не вправе осуществлять любые контрольные (надзорные) действия ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

- в случаях, когда сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий прямо не установлены, инспектор не вправе необоснованно увеличивать такие сроки.

Законопроект направлен в Минэкономразвития России на отзыв.

 

3. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 16.1 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом статья 16.1 КоАП РФ дополняется примечаниями 3 и 4, предусматривающими возможность привлечения к административной ответственности лишь в случае, если предоставленные таможенным органам недостоверные сведения о весе брутто и (или) об объеме товаров отличаются в меньшую сторону более чем на 5 процентов от фактического веса брутто и фактического объёма товаров.

Также предлагается освобождать от административной ответственности в случае, если документы, представленные таможенному органу, содержат достоверные сведения о количестве товаров, выраженном в дополнительных единицах измерения, установленных для таких товаров в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Законопроект направлен в Государственную Думу (депутату Луговому А.К.).

 

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается распространить порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, предусмотренных статьей 81.1 УПК РФ, на все категории преступлений, предусмотрев предоставление права индивидуальным предпринимателям и (или) членам органа управления коммерческой организации по их ходатайству снимать копии с изъятых документов, в случае совершения ими преступлений в сфере предпринимательской деятельности.

Новеллы проекта обусловлены тем, что действующим законодательством установлен особый порядок признания вещественными доказательствами предметов и документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, а также возврата имущества, не признанного вещественными доказательствами. Вместе с тем, преступления, связанные с хозяйственной деятельностью, не всегда признаются правоохранительными органами преступлениями, совершенными в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. В таких случаях особый порядок признания вещественными доказательствами не применяется, а изъятое имущество и документы собственнику не возвращаются, что влечет прекращение предпринимательской деятельности и возникновение необоснованных убытков.

Законопроект направлен в Государственную Думу (депутату Луговому А.К.). Концепция законопроекта поддержана Минюстом России.

 

5. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается наделить работодателя правом использовать созданные работником изобретение, полезную модель или промышленный образец в случае, если право на получение патента и исключительное право на их использование было передано работником третьему лицу.

 Сейчас в статье 1370 ГК РФ урегулирована возможность  использования работодателем созданных работником результатов интеллектуальной деятельности для собственных нужд только в рамках отношений работодателя и работника. При этом не учтено, что автор может передать право на получение патента или исключительное право третьему лицу, в связи с чем работодатель рискует лишиться возможности использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Вместе с тем, другие нормы ГК РФ предусматривают регулирование использования созданных при исполнении договоров и контрактов объектов интеллектуальной собственности, исключительное право на которые переданы правообладателем другим лицам.

Законопроект направлен в Государственную Думу (депутату Кизееву М.В.).  Координационным советом по законотворческой деятельности ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддержана концепция законопроекта, рекомендовано доработать проект и внести в Государственную Думу.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика