Проверки 2021: что необходимо знать бизнесу

 
19.01.2021

Проверки 2021: что необходимо знать бизнесу

 

В целях корректировки регулирования контрольно-надзорной деятельности Правительство РФ выпустило Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969, которое определяет особенности проведения проверок в плановом режиме на 2021 год. Новая нормативно-правовая база уже вступила в силу. А в ближайшее время мы с Вами увидим новые правила и в действии.

Так с 1 июля 2021 года вступают в силу большинство норм нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Этим законом устанавливаются базовые «правила игры» в сфере осуществления госконтроля во многих сферах деятельности. В этих документах прописывается множество различных правовых нюансов, которые будут непосредственно влиять на процесс проведения проверок в отношении бизнеса. Рассмотрим ниже наиболее значимые моменты для бизнеса.

 

Особенности моратория на проверки в 2021 году.

Согласно п. 7 Постановления № 1969 Правительство РФ запрещает контролирующим органам включать в план осуществления проверочных мероприятий представителей малого и среднего бизнеса, включенных в реестр МСП. Новые же правила выводят за рамки этого запрета несколько групп представителей бизнеса, нахождение которых в госреестре МСП не спасает от проведения проверки.

§  П. 8 Постановления № 1969 позволяет проведение проверочных мероприятий в плановом режиме у субъектов МСП, в отношении которых контролирующие органы располагают информацией о применении к ним следующих наказаний:

ü  привлечение к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения;

ü  дисквалификация или приостановка деятельности;

ü  приостановка или аннулирование лицензии.

§  При этом негативная информация на субъект МСП рассматривается в рамках 3-х лет с момента проведения проверок, по итогам которых были применены указанные выше наказания. Таким образом, если контролирующие органы имеют на субъект МСП компромат в пределах 3-хлетнего срока давности, они имеют полное право провести у него плановую проверку в 2021 году, невзирая на мораторий.

Обратите внимание! Понимание этого обстоятельства может сыграть ключевую роль при определении стратегии защиты бизнеса от произвола чиновников. Ведь многие субъекты МСП, узнав из СМИ общую информацию о продлении моратория на 2021 год, расслабились и не готовятся к проверке. Но прежде чем забыть о плановых проверках, следует поинтересоваться, было ли исключено юрлицо или ИП из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок.

§  Не стоит рассчитывать на избавление от плановых проверок и субъектам МСП, которые в силу характера своей деятельности находятся под федеральным надзором (в сферах обеспечения радиационной безопасности, использования атомной энергетики, защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также тем ИП и юрлицам, которые не попали под действие моратория в 2020 году.

Миф о дистанционных проверках.

§  Дистанционные проверки, а точнее иллюзия замены обычной проверки дистанционной, стали еще одним опасным заблуждением отечественного бизнеса. Действительно, в Постановлении № 1969, прямо в п. 1 идет речь о том, что проверки юрлиц и ИП могут быть проведены в дистанционном режиме, например при помощи видеосвязи. Многие СМИ радостно подхватили эту новость и тут же превратили ее в фейк, сообщив, что проверки будут проводиться только дистанционно.

§  Но из Постановления № 1969 абсолютно ясно, что законодатель предлагает дистанционное взаимодействие между проверяющим и проверяемым только в качестве возможного решения. Не более того. Иными словами, проверяющий вправе принять решение о дистанционной проверке. Вправе, но не обязан.

Инспекционный визит: противоречия законодательства.

Закон № 248-ФЗ, вступающий в силу с 1 июля 2021 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения.

§  Согласно ст. 70 Закона № 248-ФЗ инспекционный визит - это выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более 1 рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля. В ходе проведения такого визита, проверяющие вправе осуществлять:

ü  осмотр;

ü  опрос;

ü  инструментальное обследование;

ü  истребовать документацию;

ü  требовать письменных объяснений.

Обратите внимание! Что, согласно п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст. 2, сфера применения Закона № 248-ФЗ (а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит) не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного.

Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п. 2 Постановления № 1969 Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2021 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересуют большинство субъектов бизнеса.

§  Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ.

ü  В п. 3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения.

ü  А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица.

Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока трудно представить, но время как обычно расставит все по местам.

Как проводится предпроверочный анализ компаний.

Предпроверочный анализ инспекторы проводят по информации из различных источников. Контролеры вправе выслать запросы в ведомства, банки, контрагентам, изучать данные в интернете и социальных сетях.

§  Изначально отбор начинается с программных комплексов:

ü  Программа ВНП-отбор работает исключительно по данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Сравнивает показатели компании и других налогоплательщиков, которые ведут деятельность с таким же ОКВЭД.

ü  После применяют систему АСК НДС-2, которая разделяет плательщиков на категории: низкий, средний и высокий риск. Программа автоматически ищет разрывы в цепочке НДС, для этого сведения из отчетности компании сопоставляют с данными контрагентов. Если программа выявляет расхождения, то сама отправляет требование о представлении пояснений. По результатам проверки становится ясно, сотрудничает компания с проблемными контрагентами или нет. В итоге система присвоит компании цвет налогового риска.

ü  Затем инспекторы анализируют досье компании в АИС Налог-3. Контролеры изучают движение по счетам компании, наличие имущества, состав руководителей и их доходы, личное имущество их и их семей. Инспекторам также помогает роботизированный помощник ПК «ВАИ», который отслеживает взаимозависимость, участие учредителей в других организациях, в том числе по источникам доходов и т. д.

§  Только после того, как инспекторы получат заключение о перспективах проверки, они проводят анализ вручную — используют информационные базы, такие как ПИК «Однодневка», Fira. Pro и СПАРК. С помощью этих баз данных налоговики устанавливают связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, сайты и номера телефонов.

§  Затем инспекторы изучают сайты компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Направляют запросы в банк, чтобы получить данные по IP- и MAC-адресам, которые фиксируются при каждом входе клиента в интернет-банк. Если IP- и MAC-адреса компании и контрагента совпадают, значит, их счетами управляли с одного компьютера. Кроме того, инспекторы поднимут все пояснения и ответы на требования, которые хранятся в электронном виде в АИС Налог-3. По итогам резюмируют: провести выездную проверку, предварительный размер доначислений и дают рекомендации, какие мероприятия следует провести дополнительно.

 


Возврат к списку

Яндекс.Метрика