О новых подходах к подготовке рабочих кадров

 
10.04.2013

О новых подходах к подготовке рабочих кадров

В соответствии  с поставленной президентом России задачей создания новых и модернизации имеющихся рабочих мест неизбежно выходит на первый план проблема подготовки соответствующих – высококвалифицированных кадров, в том числе  в системе среднего профессионального образования. Причем, соответствующих  не только с точки зрения  образовательных  стандартов, но и с точки зрения профессиональных, которые уже сегодня активно формируют объединения работодателей и которые будут предъявляться в самом ближайшем будущем к выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений. Именно с этой позиции подошли организаторы к проведению научно-практической  конференции по теме «Формирование и оценка профессиональных компетенций и квалификаций в системе профессионального образования», прошедшей на базе Нижнетагильского педколледжа № 1.  В числе инициаторов  конференции наряду с министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Уральским  региональным агентством  развития компетенций и квалификаций, учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» выступила и Торгово-промышленная палата г. Нижний Тагил как крупнейшее в городе объединение предпринимателей – работодателей, впрямую заинтересованных в качественно новых подходах к подготовке кадров.

Всестороннее обсуждение состояния и перспектив развития системы профессионального образования в соответствии с современными потребностями территориального рынка труда началось на пленарном заседании конференции, а затем продолжилось  на трех тематических секциях и «круглом столе» для директоров учреждений среднего профессионального образования.

В работе конференции  участвовала заместитель главы города  по финансово-экономической политике  Евгения Черемных. Приветствуя участников конференции, она признала ее проведение  очень своевременным, а  тему  - актуальной именно в свете выполнения прошлогоднего майского указа Президента РФ. По словам  замглавы города, в проекции на регион  общая задача по созданию новых рабочих мест выливается в  довольно внушительные цифры: всего в области необходимо создать 700 тысяч новых и модернизированных рабочих мест, из которых 400 тысяч предстоит модернизировать, а 300 тысяч – создать абсолютно новых. Понятно, что большая часть этого задания ложится на крупные города области, в том числе Нижний Тагил.

Какие это будут  рабочие места именно в нашем муниципальном образовании – зависит от уже намеченных ближайших перспектив развития города. Как отметила Евгения Черемных, для Нижнего Тагила они связаны с крупномасштабными проектами в жилищном, промышленном и социальном строительстве, а также проектами по ремонту и строительству новых дорог и транспортных развязок. В развитии малого и среднего предпринимательства делается ставка на создание индустриальных парков. А это значит, что в самое ближайшее время городу  понадобятся в большом количестве строители, крановщики, сварщики, станочники, водители большегрузной и строительной техники.  Поэтому образовательным учреждениям среднего профессионального образования уже сейчас необходимо определиться,  кого именно и в каком количестве они будут готовить, чтобы исключить дублирование,  какое для этого необходимо оснащение, оборудование, мастерские и  лаборатории, финансирование, наконец.

Немаловажный вопрос: где брать для этого людские ресурсы? Трудоустраивать и обучать своих безработных или завозить рабочую силу из других регионов? Как мотивировать учащуюся (школьную) молодежь на обучение необходимым для города  рабочим специальностям в средних профессиональных учебных учреждениях, а не вузах? Как возродить в городе целенаправленную профориентационную работу со старшеклассниками общеобразовательных школ? По мнению Евгении Черемных,  все это звенья одной цепи, которую предстоит отстроить для решения главной задачи.

Свое видение проблемы и путей ее решения предложил и Председатель Правления, Президент  Торгово-промышленной палаты г.Нижний Тагил Борис Соколов, участвовавший в  пленарном заседании конференции. Он рассказал  на примере немецкого концерна ФЕСТО о существующей в Германии системе так называемого дуального профессионального образования. Ее главной отличительной особенностью является то, что вся система подготовки рабочих кадров для производства концерна, специализирующегося на промышленной автоматизации, мехатронике и робототехнике, идет от потребностей предприятия. С помощью слайдов Борис Соколов пояснил, как действует дуальная система образования, что дает, какие профессии можно получить  в рамках дуальной системы, кто выступает партнерами при такой системе подготовки кадров, где происходит обучение.

- Главное,  на чем делается акцент в процессе обучения – это развитие ключевых профессиональных навыков и компетенций,  которые дают возможность специалисту в дальнейшем адекватно действовать в условиях быстро меняющихся производственных задач и технологий, а также жесткой конкуренции,  -  подчеркнул  докладчик.

Примером такого сотрудничества предприятия и базового колледжа в процессе подготовки  кадров является  один из трех специализированных учебных центров, созданных концерном ФЕСТО на территории Российской Федерации, который действует  на  ЧТПЗ в г.Первоуральске. Борис Соколов призвал руководителей учебных учреждений - участников конференции по возможности изучить и использовать в своей работе немецкий опыт наших ближайших соседей.

В заключение конференции  ее участники приняли резолюцию.

Резолюция


г. Нижний Тагил                                                                                                            19 февраля 2013 г.


На площадке  Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский педагогический колледж №1» состоялась научно-практическая конференция по теме: «Формирование и оценка профессиональных компетенций и квалификаций в системе профессионального образования».
    
В конференции  приняли участие: Региональный ресурсный центр развития  профессионального образования Свердловской области (РРЦ РПО), Администрация  города Нижний Тагил, АНО «Уральское региональное агентство развития компетенций и квалификаций», ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), Торгово-промышленная палата город Нижний Тагил, Нижнетагильский филиал  государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» (ИРО), директора и преподаватели учреждений профессионального образования более 200 человек, представляющие города: Екатеринбург, Нижний Тагил, Верхний Тагил, Алапаевск, Серов, Баранчинский, Кушва, Верхняя Салда, Каменск-Уральский, Качканар, Ирбит.

Участники конференции, рассмотрев и обсудив проблемы в системе профессионального образования, признали ее деятельность не достаточно эффективной.


Участники констатируют повышение интереса государства и профессионального сообщества к проблеме формирования профессиональных компетенций и развития квалификаций, что отражено в ряде документов, среди которых:

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
•  Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 г.
• Концепция областной программы создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в Свердловской области от 25.12.2012 г.

Участники конференции отмечают, что для реализации поставленных задач в вышеуказанных документах, определены следующие направления:


1. Переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными сетями:

- рекомендовать профессиональным образовательным учреждениям развивать практику реализации образовательных программ в сетевых формах;
- разработать типовые организационные решения сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ и пакет соответствующих локальных нормативных актов.

2. Введение льготных образовательных кредитов по специальностям, востребованными экономической ситуацией в территории.


3. Внедрение системы эффективных контрактов, способствующих реализации новых механизмов оплаты труда работников профессионального образования.


4. Переход от контрольно-надзорных к экспертным принципам оценивания качества профессионального образования:

- создать наблюдательные (координационные) советы как в учреждениях профессионального образования, так и на уровне регионального отраслевого органа;
- создать экспертные центры системы оценки и сертификации квалификаций по приоритетным для экономического развития территории областям профессиональной деятельности.

5. Внедрение системы планирования подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на основе внешнего прогноза:

- инициировать создание в городе Нижний Тагил системы мониторинга перспективной кадровой востребованности по профессиям и профессиональным группам;
- создать на базе Торгово-промышленной палаты г.Нижний Тагил Центр мониторинга кадровой востребованности специалистов в городе. 

6. Переход от системы профориентации к системе непрерывной поддержки профессионального выбора:

- создать муниципальную программу по реализации комплекса мер, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомления учащихся общеобразовательных учреждений с учреждения СПО и перспективами трудоустройства по выбираемой специальности, условиями работы на предприятиях и в организациях;
- определить механизмы своевременного и адекватного реагирования системы профессионального образования на постоянно изменяющиеся запросы территориального рынка труда.

7. Расширение спектра моделей государственно-частного социального партнерства:

-  инициировать в органах государственной власти региона разработку закона «О социальном партнерстве» для создания должных экономических условий и государственных гарантий, позволяющих бизнесу более активно инвестировать средства в инновационное развитие системы профессионального образования. Такой закон может стать правовой основой и организационно-экономическим механизмом взаимодействия государства и бизнеса, позволит развивать благотворительность в сфере профессионального образования;
- инициировать в органах государственной власти внесение изменений в законодательство в части соучредительства, выработки такой законодательной нормы, которая помогла бы решить сложную проблему имущественных отношений. Это даст возможность крупным предприятиям и организациям различных форм собственности вместе с государством напрямую инвестировать свои средства в развитие образовательных учреждений СПО и контролировать их использование;
- инициировать в органах государственной власти региона разработку закона о зоне начального и среднего профессионального образования, свободной от налогов. Соответствующий закон, безусловно, поможет развитию колледжей и техникумов, особенно технического профиля;
- распространить на ССУЗы действие федерального закона № 217 от 2 августа 2009 года и разрешить им создавать малые предприятия. Результаты деятельности многих техникумов и колледжей могут иметь практическое применение и будут востребованы экономикой.
- рассмотреть возможность разработать региональную программу мер дополнительной поддержки образовательных учреждений СПО, направленных на подготовку кадров для малого и среднего бизнеса, включая финансовую поддержку учреждений профессионального образования, открывающих новые образовательные программы и внедряющие обучающие технологии;
- разработать региональные механизмы введения беспроцентных возвратных кредитов для внебюджетных обучающихся в государственных и негосударственных учебных заведениях СПО.

8. Формирование Центров прикладных (профессиональных) квалификаций на базе учреждений среднего профессионального образования как структурного подразделения, которое координирует профессиональную целевую подготовку и трудоустройство специалистов.


9. Формирование профессионально-образовательных кластеров как инструмента организации и консолидации возможностей учебных и производственных мощностей с целью повышения конкурентоспособности кластера и обеспечения эффективного использования и развития ресурсов системы профессионального образования:

- рекомендовать профессиональным образовательным организациям развивать систему стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения, обеспечивающих подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики, на производстве, предприятиях;
- отметить необходимость внедрения механизмов привлечения ведущих специалистов и опытных мастеров профильных организаций, включенных в процесс реализации профессиональных образовательных программ;
- поддержать инициативу систематической подготовки резерва управленческих и преподавательских кадров профессиональных образовательных организаций, включающих стажировки, участие в инновационной, проектной, управленческой и производственной деятельности.

10. Реализация практико-ориентированного характера профессиональной подготовки.


11. Создание условий для построения и реализации индивидуальных маршрутов профессионального образования и поддержки трудоустройства выпускников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- разработать Программу преемственности школьного образования и учреждений профобразования с учетом востребованности обеих сторон;
- включать работодателей в систему профориентации школьников;
- создать региональные и муниципальные программы развития молодежной политики и профессионального образования.

12. Поддержать инициативу открытия филиала Урало-Сибирского центра компетенций и квалификаций в г. Нижнем Тагиле.


13. Проводить традиционно аналогичные научно-практические  конференции с целью  дальнейшего совершенствования системы профессионального образования.






Возврат к списку