Отчет об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы весенней сессии Государственной Думы

 
04.08.2023

Отчет об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы весенней сессии Государственной Думы

В период весенней сессии 2023 года Государственной Думой был принято 500 федеральных законов. ТПП России сопровождала более 50 важных законопроектов, инициировала внесение 18 пакетов поправок, разработала 8 «собственных» проектов законов. Представители Палаты активно участвовали в работе экспертных советов, профильных комитетов Государственной Думы.

 

I. Принятые Государственной Думой Федеральные законы

 

1. 14 марта принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (№ 78-ФЗ от 18.03.2023 г.)

Законом с учетом предложений ТПП РФ в УК РФ внесены поправки, смягчающие ответственность за преступления в сфере уплаты налогов (страховых взносов), совершенные в особо крупном размере:

- до 5 лет снижен максимальный срок лишения свободы, предусмотренный частью второй ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в особо крупном размере (сейчас 6 лет);

- за уклонение от уплаты взносов на травматизм в особо крупном размере максимальный срок лишения свободы снижен с 4 до 3 лет (ч. 2 ст. 199.4 УК РФ).

До внесения указанных изменений вторые части данных статей относились к категории «тяжких преступлений», что, в свою очередь, означало, что срок давности привлечения к уголовной ответственности за их совершение составлял 10 лет. Теперь же эти преступления относятся к преступлениям «средней тяжести», срок давности привлечения к ответственности по ним составляет 6 лет.

Также после принятия Закона уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если организация (ИП) в полном объеме уплатит недоимку, пени и штрафы по налогам и страховым взносам.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

2. 4 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 76-1 Уголовного кодекса РФ и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса РФ» (№ 116-ФЗ от 14.04.2023 г.).

Принятым Законом расширен круг освобождаемых от уголовной ответственности лиц  за счет распространения действия части второй статьи 76.1 УК РФ («Освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба») на преступления, предусмотренные, в частности: частью второй, пунктом «в» части третьей статьи 146 («Нарушение авторских и смежных прав»); пунктом «б» части второй статьи 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»); пунктом «б» части второй статьи 172 («Незаконная банковская деятельность») и др.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

3. 19 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса РФ»  (№ 166-ФЗ от 28.04.2023 г.).

Законом расширен перечень результатов интеллектуальной деятельности, на которые будет распространяться право субъектов Российской Федерации снижать региональную часть налога на прибыль организаций в диапазоне от 0 до 17%.

К результатам интеллектуальной деятельности, на которые будет действовать льгота, отнесены:

- зарегистрированные в Роспатенте программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;

- селекционные достижения, удостоверенные патентами Минсельхоза.

Льготу смогут применять только российские компании, которым принадлежат эти объекты интеллектуальной собственности.

Законопроект был разработан при участии ТПП РФ в рамках реализации Дорожной карты «Интеллектуальная собственность».

 

4. 30 мая принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (№ 217-ФЗ от 13.06.2023 г.).

Принятый с учетом предложений Палаты Закон установил в УПК РФ условия, при которых суд имеет право отправить предпринимателя, обвиняемого в совершении экономических преступлений, под стражу: если бизнесмен не имеет места жительства в России, ранее уже нарушал избранную меру пресечения или скрывался от следствия или суда. В остальных случаях суд обязан избрать меру пресечения, при которой предприниматель может продолжать свою деятельность.

Кроме того, Закон предполагает наличие согласия руководителя следственного органа для продления ареста свыше двух месяцев. Уточняется, что следствие должно подробно обосновать причину продления содержания обвиняемого в СИЗО.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

5. 20 июня принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (№ 274-ФЗ от 24.06.2023 г.).

  Принятым Законом установлена административная ответственность за неисполнение распространителями рекламы в сети интернет обязанностей по  предоставлению соответствующей информации в соответствующий контрольно-надзорный орган, по соблюдению достоверности, полноты и сроков её предоставления. Кроме того, установлена ответственность за распространение рекламы в сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к ее размещению при распространении рекламы в сети «Интернет».

  Поправками ТПП РФ вступление в силу принятого Закона отложено до 1 сентября 2023 года для устранения технических проблем, которые возникают у операторов рекламных систем при передаче необходимой информации в Единый реестр интернет-рекламы.

  Закон поддержан ТПП РФ.

 

6.  27 июня принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (№ 322-ФЗ от 10.07.2023 г.).

Разработанный ТПП РФ Закон уточняет субъектный состав хозяйствующих субъектов, которые могут быть привлечены к  административной ответственности за действия арендатора, нарушающие нормы миграционного законодательства.

Из указанного субъектного состава предлагается исключить арендодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которые не имеют возможности осуществлять контроль за правомерностью привлечения арендатором иностранных и лиц без гражданства к трудовой деятельности.

Принятие Закона позволит предотвратить случаи привлечения к административной ответственности предпринимателей, которые в условиях равноправных арендных правоотношений не вправе контролировать своих контрагентов (арендаторов).

Закон поддержан ТПП России.

 

7. 11 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровом рубле) (№ 340-ФЗ от 24.07.2023 г.).

Законом вносятся поправки в Гражданский кодекс РФ, которые относят цифровые рубли к безналичным денежным средствам и закрепляют возможность расчетов ими на территории Российской Федерации. Оператором платформы и эмитентом цифрового рубля назначен ЦБ РФ, который будет определять тарифы на операции с цифровым рублем, и сроки, в которые банки обеспечат клиентам возможность проведения таких операций. По законопроекту в профильный комитет Государственной Думы было направлено заключение.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

8. 15 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон возлагает на юридические лица и индивидуальных предпринимателей обязанность по предоставлению в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) сведения о прекращении осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Ко второму чтению были учтены поправки ТПП РФ, в соответствии с которыми обязанность по предоставлению таких сведений предлагается возложить на регистрирующие органы (ФНС России), обязанные предоставлять  необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия в контролирующие органы.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

9. 18 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 181 Федерального закона «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и статьи 3 и 13 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» (№ 371-ФЗ от 24.07.2023 г.).

Законом  введено понятие «конгрессного и (или) выставочного мероприятия», что будет  способствовать развитию данной отрасли.

Проект закона был разработан Минпромторгом России совместно с ТПП РФ и выставочным сообществом.

Закон поддержан ТПП России

 

10. 19 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и статью 4 Федерального закона                  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Закон наделяет бизнес правом направлять контролирующим органам заявления о проведении на своих предприятиях профилактических визитов. Данная мера позволит предпринимателям проходить проверку соблюдения обязательных требований без угрозы в дальнейшем быть привлеченными к ответственности за их нарушение. По результатам профилактического визита инспекторы могут лишь сообщать о возможном нарушении законодательства, но не привлекать бизнес к санкциям.

Закон разработан ТПП РФ.

28 июля Федеральный закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту РФ В.В. Путину.

 

11. 20 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде).

В Законе учтены предложения ТПП РФ об установлении критериев, на основании которых территории и расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда, об устранении противоречия в определении понятия «экологическая экспертизы» и «ликвидация накопленного вреда».

Закон поддержан ТПП РФ.

 

12. 21 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса РФ».

Законом вносятся обширные изменения в целях реализации отдельных положений Основных направлений налоговой политики на среднесрочную перспективу. В профильный комитет Государственной Думы направлялось заключение Палаты, а также был инициирован пакет поправок.

В  тексте Закона учтены отдельные предложения ТПП РФ. В частности, предусмотрено право применять инвестиционный налоговый вычет для резидентов свободного порта Владивосток и резидентов Арктической зоны РФ, упрощен налоговый учет ценных бумаг и усовершенствован порядок определения расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

13. 21 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса РФ».

Законом предлагается увеличить предельные значения с 50 до 90 процентов  стоимости работ по одному договору генерального подряда в строительстве, применяемые для определения уровня имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций в области строительства, и для расчета размера взносов в компенсационные фонды.

В Законе учтены предложения ТПП РФ, в которых предлагается повысить суммы договора строительного подряда и предельных значений обязательств по такому договору, применяемых для определения первого уровня ответственности членов саморегулируемых организаций, не до 120 процентов (как было предусмотрено в проекте федерального закона), а до 90 процентов.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

14. 21 июля принят Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль».

По предложению ТПП РФ из редакции Закона из числа налогоплательщиков исключены организации, у которых в 2018-2019 годах по причине незавершенности инвестиционного цикла и по другим причинам отсутствовали доходы от реализации.

Также Закон предусматривает, что при возврате налогоплательщику обеспечительного платежа налоговый вычет принимается равным «нулю» только если возврат осуществлен на основании его заявления.

 Закон поддержан ТПП РФ.

 

15. 26 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ТПП РФ были направлены обращения в Государственную Думу, Минпромторг России и Минздрав России в связи с тем, что предусмотренная законопроектом маркировка первичной упаковки данных препаратов требовала разработки нового программного обеспечения и оборудования для маркировки, которое не производится в России.

В принятом Законе учтены предложения ТПП РФ о снижении нагрузки на бизнес и предусмотрена маркировка вторичной (потребительской) упаковки в случае, если такая упаковка является индивидуальной упаковкой лекарственного препарата, а в случае ее отсутствия или наличия общей упаковки, в которой находится более одной единицы указанного лекарственного препарата в первичной упаковке, средство идентификации наносится на первичную упаковку.

Закон поддержан ТПП РФ.

 

16. 25 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В принятом Законе учтены предложения ТПП РФ о нераспространении ответственности за утилизацию упаковки на производителей продукции, использующих упаковку в процессе производства для расфасовки продукции (товаров).

Закон поддержан ТПП РФ.

 

II. Законопроекты, рассмотрение которых перенесено на осеннюю сессию 2023 года Государственной Думы

 

1. Проект федерального закона № 389969-8 «О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», внесенный 27 июня 2023 г. в Государственную Думу Правительством РФ.

Проектом предлагается наделить ТПП РФ полномочием устанавливать по согласованию с Минэкономразвития России порядок выдачи торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров, а также порядок и сроки удостоверения торгово-промышленными палатами документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности (принятия решения об отказе в удостоверении указанных документов).

При этом в порядке предлагается установить общий срок выдачи сертификата, равный 5 рабочим дням, исчисляемым с даты получения заявления о выдаче сертификата о происхождении товаров вне зависимости от способа подачи данного заявления, а также исчерпывающий перечень случаев, при которых течение данного срока приостанавливается.

Законопроект на стадии подготовки к внесению в Государственную Думу был согласован с ТПП РФ. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

 

2. Проект федерального закона № 296887-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».  

Законопроектом предлагается установить дополнительные требования к оснащению и оборудованию складов временного хранения.  

ТПП РФ направлены в ответственный Комитет Государственной Думы поправки к законопроекту, которыми предложено:

привести нормы законопроекта в соответствие с Таможенным кодексом ЕАЭС;

исключить ряд предлагаемых законопроектом положений в связи с конкуренцией норм;

 сократить требования к оснащению и оборудованию складов временного хранения закрытого типа, созданных производственными предприятиями в целях оптимизации расходов и для размещения оборудования и сырья, поступающего для собственных нужд предприятий.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ при условии учета замечаний.

 

3. Проект федерального закона № 342275-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается упростить процедуру реконструкции, переустройства и (или) перепланировки в многоквартирных домах (далее – МКД), когда 100% согласие собственников является явно излишним (когда работы по переустройству, реконструкции и (или) перепланировке осуществляются в целях исполнения обязательных требований или в целях исполнения судебных решений). В указанных случаях для проведения соответствующих работ предлагается заручиться поддержкой не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.

ТПП РФ направила в Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ заключение, содержащее существенные замечания и предложения по проекту закона.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года. Законопроект в представленном виде ТПП РФ не поддерживается.

 

4. Проект федерального закона № 322233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Законопроект предусматривает существенные изменения системы нормативно-технического регулирования в строительстве, вводя новые способы обоснования проектных решений и исключая некоторые существующие способы.

В профильный комитет Государственной Думы направлены замечания и предложения ТПП РФ.  По мнению Палаты, разрешенное в законопроекте применение любых документов по стандартизации иностранных государств является дискриминацией по отношению к российским документам по стандартизации. Кроме того, возможность выбора заказчиком (застройщиком) требований нарушает основные принципы технического регулирования в части применения единых правил установления требований к продукции и влечет риск неоднозначности правоприменения и др. 

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года. Законопроект ТПП РФ не поддерживается.

 

5. Проект федерального закона № 321725-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается в целях развития конкуренции и снижения затрат на страхование допустить к страхованию гражданско-правовой ответственности арбитражных управляющих также общества взаимного страхования.

В Комитет Государственной Думы по финансовому рынку направлено заключение ТПП РФ, которым предлагается предусмотреть в проекте возможность использования в качестве обеспечения ответственности арбитражных управляющих не только страхование, но и альтернативные ему способы (залог имущества, поручительство, банковскую гарантию, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении отложено на неопределенный срок. Концепция законопроекта поддерживается ТПП РФ при условии учета замечаний.

 

6. Проект федерального закона № 263208-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за сбыт и представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. В профильный комитет Государственной Думы направлены предложения ТПП РФ по поправкам, которыми предлагается представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций квалифицировать по статьям 198 или 199 УК РФ, не вводя в УК РФ отдельного состава преступления, предусмотренного проектируемой статьей 173.3 УК РФ.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года. Законопроект ТПП РФ не поддерживается.

 

7. Проект федерального закона № 237186-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним операторам связи в многоквартирном доме без необходимости принятия решения общим собранием собственников.

В профильный комитет Государственной Думы ТПП РФ направлено заключение, в котором Палата предлагает вместо предлагаемого проектом отказа от принятия общим собранием решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами смягчить требование к количеству голосов для принятия такого решения.

Также предлагается исключить из законопроекта положение о безвозмездном доступе операторов связи к общему имуществу в МКД и др.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

8. Проект федерального закона № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации» (новая редакция).

В профильный Комитет Государственной Думы направлено заключение ТПП РФ.

Кроме того, инициировано внесение поправок, предусматривающих:

 законодательное урегулирование «платформенной занятости», «самозанятости» в отдельных федеральных законах;

исключение избыточных мер, дублирующих обязанность работодателя по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой;

сохранение для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства с численностью работников до 35 человек действующего пониженного размера квоты для трудоустройства инвалидов (3% вместо 4%);

уточнение перечня критериев подходящей работы;

исключение отпуска без сохранения заработной платы из перечня рисков увольнения граждан;

исключение дублирования сведений и информации, направляемой работодателями в федеральные и региональные органы службы занятости, и увеличение срока представления работодателем информации о наличии вакантных должностей и др.

Законопроект поддерживается ТПП РФ при условии учета замечаний и предложений.

 

9. Проект федерального закона № 321836-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах».

В профильный комитет Государственной Думы направлено заключение ТПП РФ и инициировано внесение поправок, предусматривающих:

сохранение права регионов оказывать поддержку наиболее значимым организациям народных художественных промыслов (далее – НХП), для которых меры поддержки предусмотрены на федеральном уровне;

утверждение перечня видов НХП, в которых возможно осуществление деятельности самозанятыми – мастерами НХП.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию.

Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

10. Проект федерального закона № 247037-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Палатой инициировано внесение в профильный комитет Государственной Думы поправок, которыми предлагается:

уточнить критерии определения «пределов вероятной зоны действия поражающих факторов аварий»;

не повышать нагрузку по оформлению деклараций безопасности на предприятия, имеющие ОПО 3 и 4 классов (средней и низкой опасности);

 распространить предусмотренные законопроектом изменения на случаи технического перевооружения опасных производственных объектов.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию.

Законопроект ТПП РФ не поддерживается.

 

11. Проект федерального закона № 226964-8 «О внесении изменений в статью 47 Водного кодекса Российской Федерации».

Законопроект предусматривает использование на платной основе на основании договора водопользования, заключаемого без проведения торгов, акваторий водных объектов под плавучими объектами (пристани, дебаркадеры и пр.) морского, внутреннего водного и воздушного транспорта.

ТПП РФ направлены обращения в Государственную Думу, Минтранс России, инициировано внесение поправок, предусматривающих сохранение действующего порядка водопользования без предоставления акваторий под этими водными объектами, т.е. бесплатно.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию.

Законопроект ТПП РФ не поддерживается.

 

12. Проект федерального закона № 367889-8 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

В профильный комитет Государственной Думы направлено заключение ТПП РФ, в котором предлагается:

ввести «пресекательный срок» для установления зон, действие которых прекращается законопроектом с 1 января 2025 года;

предусмотреть переходные меры по ограничению использования объектов недвижимости в отменяемых зонах;

закрепить порядок информирования бизнеса  и частных лиц об ограничениях использования земельных участков в связи с размещением подземных объектов метрополитена и др.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ при условии учета замечаний и предложений.

 

13. Проекты федеральных законов № 343102-8 «О старательской деятельности», № 343111-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и № 343104-8 «О внесении изменений в статьи 161 и 217 части второй Налогового кодекса РФ»  деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота).

В профильный комитет Государственной Думы направлено заключение ТПП РФ, в котором предложено:

урегулировать сдачу добытого старателями золота;

уточнить перечень территорий, на которых не может осуществляться старательская деятельность, и др.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ с учетом доработки.

 

14. Проект федерального закона № 406673-8 «О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса РФ».

Законопроект разработан в целях стимулирования внедрения и применения результатов интеллектуальной деятельности в производстве.

Предусматривается освобождение физических лиц от НДФЛ и юридических лиц от налога на прибыль организаций при безвозмездной передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или безвозмездном предоставлении права использования РИД.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект разработан при участии ТПП РФ в рамках Дорожной карты «Интеллектуальная собственность» и поддерживается.

 

15. Проекты федеральных законов № 399525-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и № 399538-8 «О внесении изменений в статью 54 части первой Гражданского кодекса РФ».

Законодательные инициативы подготовлены в целях изменения существующего подхода к регулированию государственной регистрации юридических лиц в части установления возможности регистрации юридических лиц по электронному адресу, сформированному в специальной информационной системе, и, как следствие, к определению юридического адреса организаций с помощью электронного адреса.

Рассмотрение законопроектов в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроекты поддерживаются ТПП РФ.

 

16. Проект федерального закона № 348960-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ».

Законопроект вводит общее правило о том, что нарушением исключительного права считается незаконное использование одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации каким-либо одним способом.

Также предлагается закрепить право суда рассматривать множественность нарушений как одно нарушение для целей определения компенсации, конкретизировать определение судом размера компенсации, установить случаи, в которых допускается снижение размера компенсации ниже пределов, а также другие позитивные изменения в сфере защиты.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

17. Проект федерального закона № 406658-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в РФ».

Законопроектом предусматривается закрепление приоритетного приобретения российской промышленной продукции при реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой, а также введение механизма стимулирования спроса на российскую промышленную продукцию, в том числе, посредством разработки «логотипа российского товара», представляющего собой идентификацию продукции по QR-коду.

Кроме того, законопроектом определяются понятия «российская промышленная продукция» и «производитель российской промышленной продукции», а также законодательно закрепляется  «реестр российской промышленной продукции».

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

18. Проекты федеральных законов № 406984-8 «Об администраторах финансовых индикаторов» и № 406997-8 «О внесении изменения в статью 76.9-5 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Законопроекты создают правовые основы функционирования администраторов финансовых индикаторов, вводят понятийный аппарат, применяемый в рамках деятельности по определению и распространению финансовых индикаторов, и устанавливают основные требования к указанной деятельности.

Кроме того, предусматривается включение администраторов финансовых индикаторов в периметр осуществляемого Банком России регулирования, контроля и надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроекты поддерживаются ТПП России.

 

19.  Проект федерального закона № 319049-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» и в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ».

Законопроектом предлагается дополнить «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее – Устав) понятием «железнодорожный туристский поезд».

Порядок и условия перевозки пассажиров в железнодорожном туристском поезде предложено закрепить в статье 3 Устава законодательно, определив, что они устанавливаются перевозчиком и не должны противоречить правилам перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предложено закрепить понятие «железнодорожный туристский маршрут».

ТПП РФ в профильный комитет Государственной Думы направлены замечания о том, что вводимое в Устав понятие «железнодорожный туристский поезд» не соответствует предмету правового регулирования Устава и основным понятиям, уже закрепленным в Уставе.

Дополнительного обоснования требует вводимое в Устав словосочетание «пассажирский вагон (вагоны), следующий по железнодорожному туристскому маршруту», так как самостоятельное передвижение вагонов вне железнодорожного поезда осуществляться не может.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года. В представленной редакции законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

20. Проект федерального закона № 368355-8 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Проектом федерального закона предлагается ввести в статью 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» КоАП РФ изменения, повысив административные санкции для работодателей, которые заключают трудовые договоры с кандидатами, являющимися военнообязанными или лицами, подлежащими призыву на военную службу, не представившими документы воинского учета.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

  21. Проект федерального закона  № 409713-8 «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах».

Законопроектом предлагается ввести понятие гостевого дома, критерии признания того или иного индивидуального жилого дома гостевым домом, а также механизм включения гостевых домов в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, предусмотренный Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 1Э2-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года. Позиция ТПП РФ по  законопроекту формируется.

 

22.  Проект федерального  закона № 411043-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса  РФ» (в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны)».

Законопроект направлен на урегулирование проблемы так называемых «орфанных», или «сиротских», произведений, то есть произведений, срок охраны которых предположительно не истек, но разрешение на их использование получить невозможно из-за того, что неизвестен их автор и/или правообладатель. В законопроекте предлагается установить порядок использования некоторых видов объектов авторских и смежных прав, автор или иной правообладатель которых неизвестен, основанный на выдаче лицу, заинтересованному в использовании такого объекта, разрешения в виде неисключительной возмездной лицензии, которая после надлежащей проверки выдавалась бы ему уполномоченной организацией.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП России.

 

  23.   Проект федерального закона  № 410399-8 «О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации, увеличив размеры штрафных санкций, а также дополнив статью 8.5 КоАП частью 2, предусматривающей повышенную ответственность должностных лиц, юридических лиц и граждан за совершение повторного правонарушения.

В качестве альтернативной санкции за повторное сокрытие или искажение экологической информации законопроектом предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трех лет.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект ТПП РФ не поддерживается.

 

24. Проект федерального закона № 336993-8 «О внесении изменений в главу 262 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается увеличить предельный объем дохода для применения упрощенной системы налогообложения с 200 млн. рублей до 400 млн. рублей. Принятие законопроекта позволит увеличить число предпринимателей, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями, а также окажет стимулирующее воздействие на развитие малого бизнеса, обеспечение занятости населения и сохранение рабочих мест, что особенно важно в текущих экономических условиях.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

25. Проект федерального закона № 316682-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом устанавливается нулевая ставка НДС на сделки по обмену сломанных авиационных запчастей гражданских самолетов на новые запчасти. Также предлагается не учитывать стоимость запчастей и компонентов самолета в составе доходов и расходов при исчислении налога на прибыль для таких компаний.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

26. Проект федерального закона № 330129-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроект подготовлен в целях решения отдельных проблемных вопросов, затрагивающих особенности налогообложения международных холдинговых компаний (МХК). Законопроектом предусматривается:

- закрепление процедуры предварительного согласования выбранной МХК формы осуществления инвестиций с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- продление до 2028 года срока применения возможности использовать офисные помещения за пределами специальных административных районов в г. Владивосток и г. Калининград;

- установление для международных компаний, зарегистрированных в 2023 году, двенадцатимесячного срока представления документов необходимых для приобретения статуса МХК, поскольку получение отдельных документов в текущих условиях затруднительно.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

27. Проект федерального закона № 393494-8 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Законопроектом в целях повышения привлекательности режима «самозанятости» предлагается увеличение максимального дохода самозанятых с 2,4 млн. рублей до 4,8 млн. рублей.

Принятие законопроекта позволит снизить количество «теневых» сделок и, соответственно, увеличить доходы бюджета.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2023 года.

Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

III. Законопроекты, разработанные ТПП РФ

 

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить, что социально ориентированные некоммерческие организации (далее – СОНКО) при участии в закупках отдельными видами юридических лиц (государственными компаниями), осуществляемых в рамках Закона №223-ФЗ, имеют тот же набор прав и привилегий, что и субъекты малого и среднего предпринимательства.

Также законопроектом предусматривается, что оказание поддержки СОНКО осуществляется в форме осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СОНКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят расширить спрос на товары, работы и услуги СОНКО, увеличить их объем, а также повысить их качество посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития данных субъектов.

По законопроекту получены положительные отзывы профильных ведомств, инициатива подготовлена к внесению в Государственную Думу.

 

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10.1 Федерального закона «О персональных данных».

Законопроект предлагает урегулировать вопросы раскрытия саморегулируемыми организациями с обязательным членством персональных данных своих членов. Проект предусматривает устранение противоречий норм законодательства в части раскрытия информации саморегулируемыми организациями в связи с применением статьи 10.1 Федерального закона «О персональных данных» в целях исключения риска необоснованного привлечения к административной ответственности ответственных лиц саморегулируемых организаций и защиты прав потребителей работ (услуг).

Законопроект направлен на отзывы в профильные органы федеральной исполнительной власти.

 

3. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации».

Законопроект направлен на расширение внутреннего рынка газа, осуществление гарантированных поставок сжиженных углеводородных газов, сжиженного природного газа, компримированного природного газа для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей населения Российской Федерации.

Предлагается придать альтернативным видам газа статус равного природному газу, урегулировать плату за технологическое присоединение к единой системе цифрового учёта и определить порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса по вопросу газоснабжения на территории РФ.

Законопроект направлен на отзывы в профильные органы федеральной исполнительной власти.

 

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Проект направлен на сокращение сроков урегулирования споров о ненадлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и организацию эффективного взаимодействия собственников помещений с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и подрядчиками и устанавливает порядок предъявления собственниками помещений претензий (жалоб, исковых заявлений) о ненадлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Законопроект направлен на отзывы в профильные органы федеральной исполнительной власти.

 

5. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».

Законопроект предусматривает право физических лиц, применяющих специальный налоговый режим в соответствии с Федеральным законом № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», получить членство в саморегулируемой организации и нести обязанности члена СРО в рамках Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Законопроект направлен на отзывы в профильные органы федеральной исполнительной власти.

 

6. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ».

Проектом  предлагается включить владельцев железнодорожного пути необщего пользования в число лиц, которым перевозчик уплачивает штраф за простой вагонов. Законопроект направлен на отзывы в профильные органы федеральной исполнительной власти.

 

7. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Действующее законодательство не предусматривает возможности инвестирования с использованием инвестиционной платформы при помощи приобретения прав (требований), принадлежащих на основании обязательства кредиторам, что лишает российских предпринимателей эффективных и законных инструментов для извлечения прибыли. В целях решения данной проблемы предложено установить такую возможность, что позволит обеспечить интересы кредитора, нуждающегося в единовременном получении денежных средств, размер которых частично бы покрывал исполнение обязательства, а также обеспечить интересы должника, который получит возможность договориться с новым кредитором о новых условиях исполнения (займе, отсрочке, рассрочке и т.д.).

Законопроект направлен на отзыв в профильные органы федеральной исполнительной власти.

 

8. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

На практике встречаются случаи, когда надзорные органы требуют  проведении государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) в отношении реализованных проектов и текущей хозяйственной деятельности.

Законопроект предусматривает, что государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море проводится в отношении планируемой и иной намечаемой деятельности, как это и предусмотрено определением понятия ГЭЭ.

Законопроект направлен на отзывы в профильные органы федеральной исполнительной власти.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика