ТПП России отчиталась о законотворческой деятельности в рамках весенней сессии Госдумы

 
13.08.2024

ТПП России отчиталась о законотворческой деятельности в рамках весенней сессии Госдумы

В период весенней сессии 2024 года Государственной Думой был принят 331 Федеральный закон. ТПП России сопровождала более 100 важных законопроектов, направила 30 заключений к первому чтению проектов, инициировала внесение 20 пакетов поправок, разработала 8 «собственных» проектов законов. Представители Палаты активно участвовали в работе экспертных советов, профильных комитетов Государственной Думы. 

Принятые Государственной Думой Федеральные законы 

1. 20 марта принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 06.04.2024 г.). 

Законом в целях реализации принципов соразмерности и справедливости уголовного наказания проведена индексация размера ущерба, позволяющего квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в значительном, крупном или особо крупном размере. В частности, в частях 5-7 статьи 159 УК РФ (Мошенничество) предусматривается, что значительным ущербом признается ущерб в сумме, составляющей не менее 250 тыс. рублей, крупным размером - стоимость имущества, превышающая 4 млн. 500 тыс. рублей, особо крупным размером - стоимость имущества, превышающая 18 млн. рублей. 

C учетом предложений ТПП РФ принятым Законом повышен крупный и особо крупный размер для целей статей 171.5 УК РФ (Незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов)), 172.3 УК РФ (Невнесение в финансовые документы учета и отчетности кредитной организации сведений о размещенных физическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средствах), 185 (Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг), 185.2. (Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги) и 185.4. (Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг) и др. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

2. 9 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 92-ФЗ от 22.04.2024 г.). 

Закон предусматривает упрощение порядка подтверждения нулевой ставки НДС в отношении услуг, связанных с перевозкой товаров в рамках международных договоров. 

В Законе учтены предложения ТПП РФ, исключающие неоднозначное толкование норм о налогообложении по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров. Так, получили законодательное закрепление случаи, когда налогообложение по ставке 0% не распространяется на услуги по международной перевозке товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги при организации такой перевозки. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

3. 23 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 98-ФЗ от 23.04.2024 г.). 

Закон определил условия продления в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Такое продление, согласно учтенному в Законе предложению Палаты, будет возможно только при отсутствии задолженностей по выполнению договорных обязательств в соответствии с принципом добросовестного исполнения обязательств, установленным в гражданском законодательстве. 

Кроме того, на основании предложений ТПП РФ из принятого Закона исключены положения о продлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, которая в соответствии с договором представляет особую общественную значимость. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

4. 28 мая принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (№ 133-ФЗ от 12.06.2024 г.). 

В Законе с учетом мнения ТПП РФ увеличен крупный и особо крупный размеры для привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав, не в два, а в пять раз, а за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием - в четыре раза. 

Кратное увеличение размеров, достаточных для уголовной ответственности по указанным статьям, позволит не осуществлять уголовное преследование значительного числа предпринимателей за правонарушения, причинивших незначительный ущерб, а ограничиваться, например, штрафами в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

5. 29 мая принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 107-ФЗ от 29.05.2024 г.). 

Законом уточняется процедура рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве). Увеличена с 300 тыс. до 2 млн. руб. минимальная сумма требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица, с 1 млн. до 3 млн. руб. увеличена сумма требований кредиторов для возбуждения дела о банкротстве сельскохозяйственной организации, стратегического предприятия, субъекта естественной монополии. 

В Законе частично учтены предложения ТПП РФ о расширении прав арбитражных управляющих по получению информации и документов должника в целях сокращения сроков дел о банкротстве. В частности, финансовый управляющий наделен правом получать информацию не только об имуществе гражданина и его супруга, но также о счетах и вкладах (депозитах) родственников (свойственниках) гражданина и принадлежащем им имуществе в судебном порядке без проведения судебного заседания. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

6. 3 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 192-ФЗ от 22.07.2024 г.). 

Законом устранено дублирование полномочий органов полиции и контрольных (надзорных) органов в области производства по делам об административных правонарушениях. Из компетенции органов внутренних дел исключено значительное число правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов, страхования, рынка ценных бумаг и др. 

В Законе учтены предложения по поправкам ТПП РФ, которыми предложено из перечня правонарушений, по которым должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, дополнительно исключить ряд правонарушений, связанных с несоблюдением обязательных требований, полномочиями по контролю (надзору) за соблюдением которых органы внутренних дел не обладают, в частности, статьи: 11.26 (Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров), 13.12 (Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), 14.17 (Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и др. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

7. 10 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (№ 176-ФЗ от 12.07.2024 г.). 

Закон установил новые параметры налоговой системы. В Законе учтены предложения Палаты об установлении для плательщиков УСН не обязанности, а права уплаты НДС. Предусмотрено автоматическое освобождение от НДС при доходе не более 60 млн. рублей за предыдущий год независимо от того, какой режим налогообложения применял налогоплательщик в предыдущем году. Также в соответствии с предложением ТПП РФ применение льготных ставок НДС теперь не потребует подачи заявления, а налоговые органы самостоятельно будет определять величину дохода для применения пониженной ставки, исходя из декларации налогоплательщика. Кроме того, по предложению Палаты во избежание чрезмерно широкого толкования теперь понятие «дробление бизнеса» будет рассматриваться как разделение единой предпринимательской деятельности только, если допущено превышение предусмотренных статьей 541 НК РФ (пределы должной осмотрительности) пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов. 

Одновременно Законом с учетом предложений ТПП РФ внесены изменения в части налога на прибыль по установлению федерального инвестиционного налогового вычета, увеличению повышающего коэффициента по расходам на НИОКР, введения повышающего коэффициента к расходам на приобретение исключительных прав, а также прав на использование российских программ для ЭВМ. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

8. 23 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Закон направлен на реализацию отдельных положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации до 2026 года и предусматривает, в частности, дальнейшее расширение круга участников налогового мониторинга, исключение из состава единого налогового платежа сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников, а также кратное повышение размеров государственных пошлин за обращение в арбитражные суды и суды общей юрисдикции и пр. 

В Законе учтены предложения ТПП РФ о продлении льгот по НДС на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа для некоторых аэропортов (Московский авиационный узел и др.). 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ. 

9. 24 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О взаимном страховании»

Законом уточняется понятие общества взаимного страхования и порядок его создания и деятельности, а также общество взаимного страхования наделяется правом осуществлять обязательное страхование и добровольное имущественное страхование, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации является условием осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности, если такое право предусмотрено федеральными законами. 

В Законе учтены предложения ТПП РФ о расширении способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Теперь страховать ответственность членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих может не только страховая организация, но и общества взаимного страхования. 

Закон на этапе проекта поддерживался ТПП РФ.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика