ТПП РФ фиксирует рост фискальной нагрузки на бизнес

 
20.10.2014

ТПП РФ фиксирует рост фискальной нагрузки на бизнес

Несмотря на то, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации прилагает большие усилия в интересах малого и среднего бизнеса, положение в этой сфере вызывает озабоченность. Так считает директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина, назвавшая в интервью ТПП-Информ тенденции будущего года для предпринимателей «тревожными».

Анна Палагина.jpg

- Анна Николаевна, в докладе, который Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей, представил президенту Владимиру Путину, был раздел, подготовленный экспертами Торгово-промышленной палаты России. Каких вопросов он касался?

– Действительно, ТПП РФ занималась подготовкой важного раздела в этот доклад. В нем давалась оценка ситуации в сфере малого и среднего бизнеса за 2013 год.

Обычно письма от малых и средних предпринимателей и их жалобы уполномоченный расписывает своему общественному представителю Виктору Ермакову, который ведет эту работу по поручению президиума ТПП РФ. Эти обращения анализируются, и готовятся предложения. Это – один из источников информации о том, что реально происходит в предпринимательской среде.

Но параллельно у президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина возникла идея подключить к подготовке доклада потенциал, которым располагают наши региональные палаты. Мы запросили их видение ключевых проблем сектора МСП и какими, на их взгляд, должны быть решения.

В ответ мы получили более 100 предложений. В частности, в Ульяновской области областным законом введено понятие «самозанятых» предпринимателей, и это дает хороший бюджетный эффект. Речь идет об упрощенной форме входа в бизнес для начинающих. Их нельзя сравнивать с уже опытными предпринимателями, они просто хотят легализовать свою деятельность.

Ранее с этими целями вводилась патентная система налогообложения, но она, как у нас обычно бывает, обросла целым ворохом осложнений.

Одна из основных претензий касалась того, что патент не учитывал конкретных условий региона. Поэтому патентная система налогообложения сегодня не носит массового характера.
Ведь налог на вмененный доход, так называемая «вмененка», давно уже отдан на уровень субъектов, и его ставки дифференцируются даже по муниципалитетам. А с патентом этого не случилось.

Отрадно, что это предложение ТПП РФ было услышано, и 21 июля президент России В.В. Путин подписал поправки в ряд статей Налогового кодекса РФ. (Речь идет о федеральном законе № 244-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который, в частности, наделяет субъекты РФ правом устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от территории действия патента. – Прим. ред.) Теперь эта норма принята, и регионы могут эти ставки корректировать.

Это – серьезный знак, указывающий на важную роль системы торгово-промышленных палат в оптимизации отношений в деловой сфере. Мы указали на проблему и добились, чтобы она была законодательным образом отрегулирована.

Но патентная система еще требует совершенствования. Например, предприниматели на «вмененке» могут уменьшить размер налогов на сумму страховых взносов, а в патенте этого пока нет. Кроме того, большие дискуссии вокруг фискальной нагрузки на малый и средний бизнес ведутся в связи с тем, что происходит в пенсионной системе.

– А какова судьба категории самозанятых?

– Законопроект разработан и был внесен в правительство 30 июня. В нем самозанятые определяются как индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников. Для них упрощена процедура регистрации. Раньше индивидуальные предприниматели должны были сами проходить все регистрационные процедуры и в налоговой, и в фондах, и в других ведомствах. Когда работа индивидуального предпринимателя заканчивалась, то ему надо было снова пройти эту процедуру, причем снятие с учета оказывалось сложнее постановки на учет.

К этому, кстати, была масса претензий. Часто получалось, что человек сдал свидетельство о регистрации, уже долгое время не работает, а ему начисляются страховые взносы в безумных размерах. Особенно это имело массовый характер в регионах.

Наши предложения, вошедшие в законопроект, прошли несколько стадий обсуждения – в Госдуме, в Совете Федерации. Сначала многим было неясно, в чем сложность. Но потом нас поддержали сенаторы. Сейчас документ находится в правительстве, и известно, что в осеннюю сессию он будет вноситься в Госдуму. Каких-то системных препятствий, которые помешают его принятию, мы не видим.

Есть еще одна новость: двухлетние налоговые каникулы, которые смогут получить индивидуальные предприниматели и самозанятые. Речь идет о впервые зарегистрированных предпринимателях в трех сферах: производственной, социальной и научной. Законами субъектов Федерации для них может быть устанавливаться налоговая ставка в 0% на срок до 2 лет.

Для самозанятых в законопроекте есть важных три момента. При регистрации он сразу получает патент. Другими словами, это – система «одного окна», которое находится в регистрирующем органе – налоговой инспекции. Выход из предпринимательской деятельности тоже упрощен: сдавая патент, человек сразу перестает быть предпринимателем.

Наконец, третье: разработана форма, которая позволяет предпринимателю уже на этапе регистрации увидеть свою полную фискальную нагрузку, включая страховые взносы. Оказывается, для многих и это было откровением.

– Но получается, что статус самозанятого мало чем отличается от статуса ИП?

– Разница в том, что упрощенная процедура регистрации будет применяться только к тем, кто не использует наемный труд. А индивидуальный предприниматель вообще может нанимать работников. В зависимости от выручки, которую он получит по итогам года, у него может меняться режим налогообложения. В частности, если его годовая выручка превысит 60 млн рублей, он теряет право применять упрощенный режим налогообложения.

У ИП есть другой минус: в случае несостоятельности человек отвечает всем своим имуществом. Если он становится банкротом, то его имущество может быть арестовано, на него может быть обращено взыскание и пр. Он отвечает, как физическое лицо. К примеру, общество с ограниченной ответственностью отвечает только своим уставным капиталом.

– А как будет отвечать самозанятый?

– Как индивидуальный предприниматель. Мы в своих предложениях шли более глубоко. Предлагали, например, внести самозанятых в Налоговый кодекс отдельной категорией, но не регистрировать их. Или регистрировать по паспорту. Например, пришел человек в налоговый орган и купил патент.

Но возникают вопросы пенсионного обеспечения. Противники этой схемы говорят: «Человек занимается бизнесом, а где гарантии его как работника? Что с ним будет, если он получит травму, потеряет работоспособность или просто достигнет пенсионного возраста?». Никуда не деться от социальных вопросов. Механизмы, которые предложены в законопроекте, достаточно прогрессивны и могут несколько улучшить ситуацию.

Сегодня возникает другая проблема: ощутимо ухудшается ситуация с потенциальным налогообложением 2015 года. Нашим базовым предложением было вообще введение нормы, которая не позволяла бы часто менять налоговое законодательство.
Речь, конечно, идет о налоге с продаж, который коснется малых и средних предпринимателей в первую очередь.

Добавить 3% к 6% по «упрощенке» – это ощутимо.

Кроме того, мы вернемся назад к кассовым аппаратам. Пять лет назад общие затраты на их обслуживание – а эта сфера к тому же была очень монополизированной – были сопоставимы с налоговыми поступлениями по ЕНВД. Ведь каждый кассовый аппарат должен быть зарегистрирован и проверен. Если он сломается, то работать уже нельзя. Значит, надо иметь два аппарата, а это – целая история.

Авторы законопроекта утверждают, будто этот налог выровняет бюджетное обеспечение. Минфин дал оценочную цифру: регионы получат 200 млрд рублей. Решает это проблемы регионов? – Нет. Чьи проблемы он решает? – Тех регионов, где большие торговые обороты. Это Москва, Санкт-Петербург и еще пара регионов-лидеров. Их бюджеты и без этого выглядят хорошо, а станут более наполняемыми.

А что будет с бюджетами бедных регионов? Там и так обороты падают, выручка сокращается. Не усилит ли это дифференциацию? С точки зрения реального бизнеса – это не метод.

Мы прилагаем усилия для вовлечения в бизнес новых людей, а тут человек узнает, что ему придется платить не 6%, а 9%; к тому же он должен будет приобрести кассовый аппарат, зарегистрировать его. А потом придет проверка...

Нам эта тенденция кажется тревожной, и это не лучший сигнал для бизнеса. Не следует забывать и о 52-м законе, который касается налога на имущество. Фактически это новый налог, который будет браться с кадастровой стоимости. Ведь смысл упрощенной системы налогообложения заключался в том, что предприниматель платит меньше и по понятной схеме. Этого налога не было, а сейчас и его придется платить.

– Но вот руководитель Департамента экономической политики и развития правительства Москвы Максим Решетников утверждает, что он не коснется малого бизнеса.

– Москва – это отдельно стоящий субъект, тут все по-другому. Но давайте посмотрим на регионы. Их это может коснуться, и такая тенденция существует. Когда этот закон только разрабатывался, мы обратили на это внимание территориальных палат, посоветовали заниматься этой работой. Поэтому там, где в регионах идет дискуссия, созданы рабочие группы.

– Много таких палат?

– Свои рекомендации мы отправили во все палаты. Но палаты ведут работу в зависимости от ситуации: у кого-то она более сложная, у кого-то – менее.

– А палаты писали об этом в ТПП РФ?

– Конечно, писем было много, они и послужили основой для того, чтобы включить этот вопрос в доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей. Наш президент Сергей Катырин также обращался и к руководству страны, говоря, что этого нельзя делать.

А в части налога с продаж в правительстве уже есть понимание того, что для малого бизнеса его введение надо перенести на 2016 год, и в законопроекте, внесенном Минфином, это отражено.

Так что время на убеждение сторонников налога с продаж искать другие способы пополнения региональных бюджетов есть. Тем более что Палата такие комплексные предложения уже подготовила.

– Как налог с продаж коснется малого бизнеса?

– Во-первых, вырастут налоги у тех, кто на патенте, практически на 50%. Это существенно. Во-вторых, нужно будет приобрести кассовый аппарат, расходные материалы, поставить его на учет, а это – платные услуги. Кроме того, у фискальных органов возникнет желание все это проверить, ведь первое время собираемость налога будет низкой.

Что делать предпринимателю? Он будет повышать свою наценку. Вот тут-то это и коснется всех нас. Придем в магазин – а товары подорожали. Малый бизнес очень разный. В регионах много таких предпринимателей, которые занимаются очень простыми вещами: тут купил – там продал или там взял – сюда привез. Есть перечень видов деятельности, которые подпадут под налог с продаж. Фактически это – все услуги населению.

– Обычно, если есть НДС, то налог с продаж не вводится.

– Операции, о которых мы с вами говорим, НДС не облагаются. Когда начиналась дискуссия, предлагалось увеличить ставки НДС. Это должно было дать эффект, потому что НДС – администрируемый налог, он прозрачен и его можно собрать.

А налог с продаж делегируется на региональный уровень, и центр снимает с себя ответственность за его администрирование. Мы хорошо помним, как у регионов под благими предлогами забирали налоговые источники. На наш взгляд, надо дать больше прав муниципалитетам, следует заложить в Налоговый кодекс РФ такие механизмы, которые позволят муниципалитетам отставлять у себя сверхдоходы.

Сегодня большинство налогов уходят на федеральный уровень. Муниципалитетам остается «вмененка», единый сельхозналог и земельный налог. Поэтому у регионов есть интерес к налогу с продаж.

Мы обсуждали с бизнесом вероятность введения налога с продаж, и многие предполагают возможность его введения в зависимости от общественно-политической ситуации. В частности, сейчас предвыборный период. В тех регионах, где выборы глав субъектов пройдут в этом году, негативные последствия такой меры среди избирателей сейчас не так пугают действующих претендентов. Это означает, что они будут склонны ввести этот налог. И исключать этого нельзя.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ  


Возврат к списку